Ради прославления подвига Царской семьи - к 15-летию прославления Царской семьи, заведующий монастырских музеем Кузнецов В.А.

 

 

15 лет исполняется со дня канонизации благочестивой семьи последнего Российского Императора Николая Александровича.

Мы часто слышим о том, что сначала Царская семья была прославлена за рубежом (это произошло в 1981 г.). Да, это так. В Советской России тогда было невозможно даже поднять на рассмотрение вопрос о канонизации Августейших страдальцев. Однако и за границей, в русской эмигрантской среде все складывалось не так-то просто и гладко. Ведь вопрос о прославлении был поднят еще на рубеже 1920-1930-х гг., однако в то же время многие еще жили надеждой, что кто-то из ипатьевских узников чудом избежал смерти. Даже в среде представителей Дома Романовых были сильны подобные настроения, при том, что уже были опубликованы труды следователя Н.А. Соколова, генерала М.К. Дитерихса, журналиста Роберта Вильтона и др. Зачем говорить о канонизации, когда вопрос об отпевании Царской семьи решался на протяжение полувека (!). Только лишь в 1968 г. в брюссельском храме-памятнике иерархи Русской Зарубежной Церкви совершили заочное отпевание Августейших страдальцев. Безусловно, не могло быстро произойти прославление Царской семьи и в России.

Как известно, понятия «канонизация» и «прославление» не являются абсолютными синонимами, потому как сам акт канонизации является общецерковным свидетельством уже свершившегося прославления тех или иных святых угодников Божиих. Однако для многих современных людей само по себе знание о состоявшейся канонизации не побуждает их к прославлению подвига отдельно взятого святого или целого сонма святых. С этой проблемой часто приходится сталкиваться тем, кто имеет отношение к так называемой «Русской Голгофе».

Известно, что общецерковная канонизация Царской семьи произошла на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. Напомню, что это историческое событие относится к августу. Уже в сентябре того же 2000 г. Святейший Патриарх Алексей II совершил свою первосвятительскую поездку к уральским святыням. Во время визита в Екатеринбург он заложил капсулу с посланием потомкам на месте строящегося Храма-на-Крови. Также 23 сентября Патриарх посетил в Коптяковском лесу старый рудник Ганина яма. Когда Предстоятель Русской Церкви находился у шахты №7 ему был представлен  проект будущего монашеского скита. Одобрив это начинание и поставив свою подпись на проекте, Святейший Патриарх Алексий II стал основателем новой обители. Хотя существовала традиция открывать только те обители, которые действовали в России до революционного переворота 1917 г. Для старого рудника Ганина яма в этом отношении было сделано исключение, для прославления подвига только что канонизированных святых Царственных Страстотерпцев.

Последующий за этим бурный рост только что образованной обители явился настоящим культурным шоком для людей, не понимающих причин такого феномена. Уже 1 октября 2000 г. архиепископ Викентий совершил закладку первого камня в основание храма в честь святых Царственных Страстотерпцев. Рассказывая впоследствии о строительстве монастыря, Владыка определил его идейные основы: «Здесь, на Ганиной Яме, произошло великое злодеяние и здесь же должно начаться возрождение России на основе православной веры. Поэтому комплекс строится в самых лучших русских традициях – из дерева, как это было в древности, когда православие только зарождалось».

Строительство храма во имя святых Царственных Страстотерпцев шло очень быстро, и уже 27 декабря 2000 г. архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил освящение храма. Началось литургическое служение. Буквально за 3-4 года благодаря молитвам многих людей и помощи благотворителей в обители в общей сложности было построено 7 храмов и несколько других монастырских строений.

В монастыре действуют музей, экскурсионная служба, воскресная школа для взрослых, создаются журнал и иные издательские проекты, а также документальные фильмы о современной обители. Сегодня монастырь на Ганиной яме стал местом паломничества многих и многих верующих из самых разных городов России и зарубежья. Царская обитель стала местом памяти, духовного единения огромного числа людей, независимо от их вероисповедания, общественного статуса и национальности. Обитель посещали высокие лица Церкви, общества, иных государств:

Патриарх Алексий II (23 сентября 2000 г.);

Патриарх Кирилл (17 апреля 2010 г., 18 мая 2013 г.);

принц Майкл Кентский, внучатый племянник Императора Николая II (2001 г., 2007 г.);

великая княгиня Мария Владимировна (2003, 2008, 2013);

Ольга Николаевна Куликовская Романова, вдова племянника Императора Николая II (многократно);

делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Лавром, первоиерархом Зарубежной Церкви (22 мая 2004 г.).    

президент Финляндии Саули Нийнистё (24 сент. 2013 г.)

и многие другие.

Наша Царская обитель построена там, где в июле 1918 г. были уничтожены останки замученной императорской семьи. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал эту землю Антиминсом. Здесь и царская усыпальница, здесь и алтарь, на котором принесена была «жертва всесожжения». Теперь на это место, где огнем уничтожены были честные останки святого Августейшего семейства, стекаются отовсюду иноки, палимые пламенем Божественной любви. Для России место это является и священным, и мемориальным.

В монастыре святых Царственных Страстотерпцев формируется исторический музей, который выполняет определенную церковно-просветительскую работу. Зачастую сегодня именно Церковь с ее институтами вынуждена выступать в качестве хранительницы основ объективности отечественной и мировой истории. Если она не будет заниматься этой дополнительной работой, то очень скоро ситуация может сильно усугубиться.

Мы не можем говорить о последних днях императорской семьи в отрыве от их всех деяний. Невозможно обойти стороной и время правления Императора Николая II. Нам известно о многих выдающихся достижениях, которые в некоторых сферах научно-технического развития, торговли, культуры и многих других позволили занять Российской империи лидирующее положение. Мы рассказываем и о многих успехах царя как правителя огромной державы, так как светскому человеку психологически крайне сложно полюбить правителя, которого общественное мнение называло «неудачным», «бездарным», «слабовольным», да еще и «кровавым». Конечно, прежде чем полюбить, надо сначала узнать и понять. Наши коллеги из Свердловского регионального общественного благотворительного фонда «Таганский» создали уникальный информационный календарь на два года (1915–1916). Его название – «Россия в эпоху правления Императора Николая II. Данное издание стало логическим продолжением деятельности холдинга «Таганский ряд» по выпуску печатной продукции патриотической направленности. Идея этого издания, к подготовке издания которого принял участие и наш музей, принадлежит президенту фонда И.Д. Вилкину. Благодаря ему и его соработникам очень многие люди, получили возможность познакомиться с различными достижениями Российской империи в период царствования почитаемого нами Государя Николая Александровича. Данное издание весьма лаконично и наглядно раскрывает многие масштабные исторические аспекты обозначенной эпохи. Идея эта очень интересна, потому как простой обыватель, как правило, не изучает огромный объем литературы, чтобы проанализировать эпоху Императора Николая II. В частности, в календаре представлены интересные материалы по следующим направлениям: «Электрификация страны», «Аграрная реформа», «Народное здравохранение», «Научный прорыв», «Водные и сухопутные пути сообщения», «Народное образование» и другие. Еще одно преимущество настоящего издания в том, что за него не взимается плата. Благодаря фонду «Таганский» 5 000 экземпляров календаря на безвозмездной основе были распространены по России и за рубежом.

Канонизация Августейших страдальцев произошла в России и за рубежом. На государственном уровне состоялась реабилитация Царской семьи. Но историческая память о подвиге Государя и его семейства постоянно кем-то ретушируется. Поэтому теперь для нас главное, что бы царская реабилитация произошла и в нашем сознании. Тогда, несомненно, будет прославляться августейший подвиг не только в таких местах, как наш монастырь на Ганиной яме, но и повсеместно.

 

Заведующий монастырским музеем В.А. КУЗНЕЦОВ