Обращение архимандрита Пимена наместника монастыря святых Царственных Страстотерпцев к прихожанам и паломникам

 

Святые отцы называют пост духовной весной для каждого христианина. В Великий пост Господь дает нам еще один шанс внимательно изучить себя и постараться измениться. Господь дает нам и пути к возможности такого  преображения.

Само по себе ограничение в пище не является основной целью Великого поста, но в то же время воздержание является его важной составной частью.

Мы не должны поститься так, чтобы подорвать свое здоровье и не должны поститься «как лицемеры», но вместе с тем  Великий пост потеряет свою ценность, если перестанет быть для нас трудом. Его цель - не изнурение плоти, но одухотворение ее; не уныние, а уничтожение гордости и самонадеянности. «Так говорит Господь Саваоф: пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством» (Зах. 8, 19).

Самое главное – не унывать, не скорбеть. В народе есть, может быть, несколько резкая, но верная поговорка, высказывающая духовную суть поста: «Поститься нужно не брюхом, а духом».

Церковь Христова, святые отцы нам указывают, что краеугольное основание поста – это обуздание наших страстей, чувств, мыслей –  приведение их в порядок. Порой даже внешний порядок является отражением порядка внутреннего. Если человек ведет духовный образ жизни и старается следовать заповедям, то и в его быту все также устроено. Если же  у человека в беспорядке находятся его личные вещи, значит, у него есть проблемы и в духовной жизни. Так что время поста нам дается, чтобы навести порядок в своей душе.

Порядка в душе не может быть и без осуществления дел милосердия. Еще ранние христиане подчеркивали необходимость «подаяния милостыни». Пост  – прекрасное время как для тех, кто только хочет начать совершать добрые дела, так и для тех, кто уже крепко стоит на этом пути. Нам следует жертвовать не только деньги или вещи, но и  наше время, наши добрые чувства. Ведь обновление наших молитвенных отношений с Богом происходит, в том числе, и при изменении наших отношений с людьми. Пост, дела милосердия и молитва  являются единым целым.

В нашем монастыре, как и во всех храмах Русской Православной Церкви в этот период будут совершаться особенные постовые богослужения, особые чины. Наши взрослые прихожане и паломники смогут побывать и причаститься на всех Литургиях Преждеосвященных Даров, которые будут совершаться по средам и пятницам. В субботу на Литургии святителя  Иоанна Златоустого, а в воскресенье – на Литургии святителя Василия Великого каждый человек сможет, подготовившись по своим силам,  причаститься.

По сложившейся традиции в  храмах Русской Православной Церкви во время Великого поста проходят соборования. В нашей обители соборование будет совершаться по воскресеньям в 6 часов утра, начиная со второй недели поста.

Так будем же поститься постом приятным, благоугодным Господу, ибо  «истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!» (Стихира понедельника 1-й недели Великого поста).