25 февраля – престольный праздник монастыря Церковь чтит икону Божией Матери «Иверская», в честь которой назван один из семи храмов обители

 

 

25 февраля – престольный праздник монастыря

Церковь чтит икону Божией Матери «Иверская», в честь которой назван один из семи храмов обители

 

25 февраля – один из престольных праздников монастыря Царственных Страстотерпцев. В этот день Церковь чтит икону Божией Матери «Иверская», храм в честь которой, был освящен в обители в 2001 г.

В монастыре пребывают два Иверских образа Божией Матери.

Один из них, находясь на внешней стене надвратного храма, ежедневно встречает паломников. Под ним всегда горит неугасимая лампада. Второй образ пребывает в Свято-Никольском храме обители. Все это списки с древней Иверской иконы Божией Матери.

Первое известие об иконе, названной по имени Святогорского Иверского монастыря, относится к IX веку. В XVII веке об Иверской иконе узнали и на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

“…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую Литургию с великим дерзновением, и после святой Литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону”.

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и Литургию. “И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…”

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им – Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской – как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны – и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

В монастыре Царственных Страстотерпцев также есть Иверская икона, написанная на Святой Горе Афон. В Екатеринбург она прибыла в июле 2002 г. Около трёх месяцев этот образ для поклонения верующих пребывал в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга, а затем был доставлен в монастырь. По многочисленным просьбам паломников монастыря место ему было определено в Свято-Никольском храме, где икона находится по сей день.