Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

 

В эти таинственные и святые минуты, когда молчаливая скорбь положения пострадавшего и распятого Христа во гроб сменяется ликующим благовестием Ангела: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» (Мк 16: 6), с трепетной радостью обращаю к Вам, возлюбленные братья и сёстры, вечно живые слова пасхального приветствия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Его немеркнущая слава, Его неистощимая любовь, Его тихий свет наполняют наши жизни пасхальным божественным веселием и уже здесь, на земле, дают возможность почувствовать вкус райского, блаженного бытия. Пасхальная ночь для духовного взора сияет ярче самого солнечного дня, холодная погребальная пещера уже не печалит нас неизбежностью смерти, а возвещает истину о всеобщем воскресении и, более того, каждый год являет нам величайшее чудо схождения Благодатного Огня. Это свидетельство того, как горяча любовь Бога к нам, как пламенны должны быть наши молитвы, как близко находится к нам Господь и как скоро готов войти чудом в нашу жизнь.

Но величие жертвы, принесённой Христом, обилие дарований, оставленных Им в Своей Церкви требует от нас ответной любви, возлагает на нас долг искать совершенства, и подражать Богу так, что «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» - говорит апостол Иоанн Богослов (1 Инн 4: 17). В этом состоит особый труд и особый вид христианского совершенствования. Кажется, что время покаяния мы оставили в Великом Посту, мы слышали призыв великого святителя и учителя Церкви Иоанна Златоуста: «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия». Но прощение грехов и спасение никогда не навязываются Богом человеку, отвергающему Божий закон и не желающего быть причастным Божественной жизни. Пасхальная радость хоть и удаляет от нас слёзы покаяния, однако не прекращает самого покаяния как действия всегдашнего и усиленного совершенствования. Такое совершенствование происходит не только печалью и слезами. Пристальный и внимательный труд, прилагаемый к тому, чтобы злая наша воля была покорена воле Божией, должен совершаться, и, может быть, ещё совершеннее исполняется, когда мы стремимся в то блаженное состояние, в котором призваны провести вечность. Но всегда ли в нас есть радость именно во Христе? Не происходит ли иногда так, что отсутствие подлинной пасхальной радости мы компенсируем радостью от обилия уже разрешенных к вкушению снедей и веселием от внешних развлечений? Не подсказывает ли нам неусыпная совесть, что подлинная пасхальная радость должна быть иной, отличной от того нарочито весёлого и задорного чувства, которое выдаётся за духовное.

«Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя. Да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается" – поём мы в пасхальном каноне. Об этих словах размышляет преподобный Амвросий Оптинский и говорит: «Свет Воскресения Христова озарил небо и землю и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние?.. Нет! Неодинаковое.

Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения таинств, так же радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом ещё в большую злобу и зависть и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная, и содержимые ими во аде души праотцов изведены Господом из ада и введены в рай; радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело неодинаковое действие и влияние».

Для гордых, завистливых и порочных – свет Воскресения мучителен и ненавистен. Их раздражает всё, что связано с Именем Христа Воскресшего – Его прекрасные храмы, звук победного колокольного звона, гармоничность песнопений и красота шествий. Но тот, кто хочет иметь жизнь вечную, Божественную, кто хочет иметь собеседниками Ангелов, с радостью совлекается одежд греха и облекается в праведность. Он из самого света Воскресения учится чистоте и святости, чувствует глубинный разрыв между тяжестью греховных привычек и свободой во Христе - и идёт за Воскресшим, бросается к Его ногам, как Мария Магдалина, и просит преображения своему нечистому житию.

Поэтому в эти светлые и святые пасхальные дни мы можем и должны показать самый удивительный вариант покаяния – покаяние от радости, от любви к чистоте, от стремления к святости.

Найдя, как мироносицы, в заросшем саду отчаяния Воскресшего Христа, мы не хотим более ни минуты жить без Его присутствия, мы приносим ему свою любовь, а «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Инн 4: 18) - как говорит об этом свидетель страданий Христовых и Его Воскресения апостол Иоанн Богослов.

Желаю всем нам, дорогие отцы, братья и сёстры, чтобы изменение к лучшему наших душ никогда не прекращалось. Мы все очень нуждаемся в исправлении, ибо ещё слишком сильны среди нас, христиан, неприязнь, ненависть, разобщённость, страх и злоречие, отсутствие любви и мира.

Пусть каждый из нас найдёт в Воскресшем Христе для себя мир и успокоение, надежду и полноту жизни. Пусть не будет среди нас, верных Господу и Его Церкви, ничего такого, что бы могло опорочить имя последователей Воскресшего Христа и лишить нас величайшего счастья – свидетельствовать и жизнью и словами, что

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский