РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
митрополита Екатеринбургского и Верхотурского КИРИЛЛА
всечестному духовенству, преподобному монашеству
и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

 

«Дикий взором, в надмении неудержимый, 
непристойно буйствовавший грех  как жалом уязвляемого мира, 
Ты всемогуществом Своим низверг;  а тех, кого увлёк он прежде,
в сей день спасаешь от его сетей, 
добровольно воплотившись, Благодетель»

(7 песнь канона Рождеству Христову.
Творение прп. Иоанна Дамаскина)

 

 

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

«Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках», тысячелетиями ждал ушедшее грехом на страну далече человечество обратно в Свои объятия, но видя нашу безответность, заговорил с нами Сам «в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века» (Евр. 1:1). Вот уже является крылатый вестник к смущенному Иосифу и повелевает ему: «Не бойся принять Мариам, жену твою, ибо рождённое в Ней – от Духа Святого. И родит Она Сына, и наречёшь имя Ему: Иисус, ибо Он спасёт народ Свой от грехов их» (Мф. 1: 20-21). Вот уже сонмы Ангелов и Архангелов со всеми Небесными Силами поют торжественный гимн приходящему Слову, Которое «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14).

Сотрясаются основания земли, трепет охватывает преисподнюю, Сам Бог и Творец входит в образующуюся плоть и Вечный видится нами как новорождённый. То, что мы созерцаем в Рождестве воочию, позже услышим и прямыми словами: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29). Господь смиряет Своё всемогущество творя свободных существ, которые могут не только свободно ответить на Его любовь, но также свободно отвергнуть Его закон. Смиренно Бог терпит и ждет вразумления отпадших своих чад. Смиренно Он преклоняет небеса и сходит на землю в поисках погибшего Адама. Божественное смирение распахнуло нам двери неба и только смирением мы можем войти в них. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Ныне же, когда пришествием Своим излиял благодать Свою на мир, то не в трусе, не в огне, не в гласе страшном и крепком снисшел Он, но — как дождь на руно и как капля, тихо капающая на землю, и видим был беседующим с нами, когда Он как бы в сокровищнице утаил величие Своё под завесою плоти (Евр. 10, 20). Поэтому всякий, кто облёкся в то одеяние, в котором видим был Сам Творец, облекшись в тело наше, тот облёкся в Самого Христа». Преподобный же Ефрем Сирин на Рождество Христово составляет пространный гимн, заканчивающийся такими словами:

«Сей день растворил врата вышние для молитв наших.
Да растворим и мы врата прегрешившим против нас и просящих у нас извинения!
В сей день Владыка естества изменился преестественно,
Да не раздражимся, и да изменим нашу злую волю.
Днесь Божество напечатлелось на Человечестве,
Да украсится Человечество отпечатком Божества!».

Неслучайно я пространно цитирую этих святых отцов, имена которых украшены наименованием воспитавшей их сирийской земли.  Из города Дамаска просиял один из самых известных творцов богослужебных текстов – преподобный Иоанн Дамаскин. Он является составителем не только канона на Рождество Христово, один из тропарей которых мы вспомнили в самом начале, но и непревзойдённого по ликующей красоте пасхального канона, а также текстов богослужения всех воскресных дней. Когда наша душа требует очищения покаянными слезами, мы читаем так хорошо всем известный великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который также родился и вырос в Дамаске. Вместе с этими великими выходцами Антиохийской Церкви мы с любовью вспоминаем также имена святителя Иоанна Златоуста, составителя Литургии, совершаемой нами большую часть года; мы призываем на свою защиту великомученика Георгия Победоносца; мы чтим преподобного Симеона Столпника, открывшего новый вид подвижничества – столпничество; мы учимся борьбе со страстями у преподобного Иоанна Лествичника, оставившего нам потрясающую по глубине энциклопедию духовной мудрости. Все эти родные и знакомые нам имена просияли в той земле, откуда сегодня бегут миллионы и где ныне разносятся не ликующие гимны, а надгробные рыдания. Именно там, где сегодня пытаются создать государство зла и насилия, где кровь в буквальном смысле льется рекой, две тысячи лет назад люди впервые назвали себя христианами.

Видя в огне эту святую великую землю, стоит ли нам удивляться?  Нет. Ибо с того самого дня, как на земле явился Христос, все силы ада восстали войной против Его света. Ирод избивает тысячи младенцев, ища только Его одного. Всю жизнь Христа мечтают убить. Его предаёт близкий ученик, а исцелённые распинают своего благодетеля. Эта война не закончится никогда. Ибо её конец потухнет только вместе с огнем апокалипсиса. Принимая имя христианина человек не обретает комфортное и безмятежное бытие, а идет на духовную и напряженную войну со злом. И первый его враг - его собственный грех. В этой войне мы обязаны победить и окончить её миром в душе и друг с другом. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин 14:27)  - говорит Господь. Наша победа не в силе оружия, а в правде, наше достоинство не в горделивой напыщенности, а в богоподобном смиренномудрии. Воцарим же среди нас мир, о котором так прекрасно поют в рождественскую ночь Ангелы: «Слава в вышних Богу, и на земле мир». Когда покаяние очищает наше сердце, когда злой порок и греховная привычка побеждена, когда прощением мы скидываем с себя оковы злопамятства – в душе воцаряется мир. А это бесстрастие не поколеблют никакие диавольские ухищрения. Нам, собравшимся ныне у колыбельки Христа, нечего бояться, ибо с нами Бог. Как писал Иоанн Златоуст: «О чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сбылось и сегодня получило исполнение. Бог явился на земле во плоти, и обращался между людьми (Варух. 3:38). Посему возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные». Христос рождается – славьте Его!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский,

Рождество Христово 2015 / 2016 год