4 ноября в монастыре состоялась Божественная Литургия в день памяти иконы Божией Матери Казанская

 

4 ноября в монастыре состоялась Божественная Литургия в день памяти иконы Божией Матери Казанская. Храм был полон, так как на Руси издревна почитают и этот образ Богородицы, и события в Отечестве, с ним связанные. 

Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от нашествия поляков в 1613 году. По низведении с престола царя Василия Иоанновича Шуйского в 1610 году, Россия междуцарствием, расстройством гражданского порядка, внутренней изменой и крамолой была предана в руки самозванцев и врагов внешних – шведов и поляков, которые грабили, жгли города и села, овладели Москвой и привели Отечество на край погибели и поругания. Народ Русский почувствовал свое унижение и несчастье; в разных местах начали составляться ополчения для избавления столицы и Отечества от врагов. Тогда и Казань выказала свое усердие к Отечеству, и выслала свои (в 1612 году) дружины к Москве с образом Казанской Богоматери. Ратники имели великую веру к образу Пречистой Богородицы, от которого были многие чудеса. Прибывшие к Москве дружины со св. иконою, помощью Небесной Заступницы, 26-го мая отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли в плен большое количество врагов. Чудотворный образ пробыл с ополчением у Москвы до зимы; обратно отпущен был с Казанским протоиереем, и принесен в Ярославль. В это время прибыли в Ярославль дружины Пожарского и Минина, шедшие к Москве из Нижнего Новгорода. Рать пожелала иметь икону с собою, а в Казань послали список с нее.

Движимые чувством благочестия, для испрошения помощи свыше в своем правом деле, предки наши обратились с постом и молитвою к Господу и Пречистой Его Матери. Всему православному воинству и народу заповедали тридневный пост и учредили торжественное молитвословие. Бог услышал их молитвы. Преподобный Сергий явился Арсению, архиепископу Елассонскому, пришедшему в Россию с греческим патриархом Иеремиею, бывшему потом епископом Суздальским (1612 – 1613), находившемуся в плену у поляков, и объявил, что Господь по молитвам Божией Матери и великих чудотворцев России — Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град Российский возвратит православным христианам. Божественное видение скоро сделалось известным Российскому воинству. Ободренные воины мужественно приступили к Москве, и в 1612г., 20 августа, снова отняли у неприятеля Новодевичий монастырь, который после первого освобождения его от врагов опять был захвачен ими; 22-го октября 1613г. освободили Китай-город. Поляки, потеряв надежду удержать остальную часть города, сами сдали Кремль и униженно испросили у Пожарского пощады.

В следующий воскресный день, в сопровождении христолюбивого воинства, назначили совершить крестный ход с Казанскою иконою Богоматери на Лобное место для принесения Господу и Пречистой Его Матери торжественного благодарения за избавление свое от врагов. Когда совершалось это священное торжественное шествие, во сретение ему вышел из Кремля архиепископ Арсений с священным собором, неся Владимирскую икону Богоматери, честный крест и другие св. иконы, бывшие в плену. Узревши чудотворную икону Богоматери, воины и народ от умиления и радости пролили слезы и лобызали св. изображения.

По изгнании врагов из Москвы, князь Пожарский освятил храм в своем приходе Введения Богородицы на Сретенской улице в Москве, и в этом храме поставил икону Богоматери Казанской. Священники храма донесли царю и великому князю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы в бою с гетманом и при взятии Москвы. Михаил Феодорович и мать его, великая старица инокиня Марфа Ивановна, возымели великую веру к образу и повелели праздновать в Москве дважды в год и установили крестный ход. Первое празднество и крестный ход в 8-й день июля, когда явилась Пречистая Богородица в Казани, а другое в 22-й день октября (4 ноября по новому стилю), когда очистилось Московское государство. Чудотворный образ украсил князь Дмитрий Михайлович Пожарский, по обету своему, в 1625 году.

Со времени изгнания поляков из Москвы и России и восшествия на престол Михаила Феодоровича, икона Казанской Божией Матери стала семейной в царском роде.

В 1649 году, 22-го октября, установлено совершать празднование Казанской Богоматери во всей России, по случаю рождения у Алексея Михайловича наследника престола – цесаревича Дмитрия Алексеевича, что для России, недавно испытавшей тяжкие бедствия от пресечения царского рода, служило радостным залогом будущего благоденствия. Так 29-го сентября 1649 года в окружной царской грамоте царя и великого князя Алексия Михайловича было написано Маркеллу, архиепископу Вологодскому и Великопермскому о праздновании Казанской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы в 22-й день октября: «в 1613 году, в 22-й день октября, милостию Божиею, молитвами и заступлением Пречистыя Владычицы нашей Богородицы Казанския чудотворныя иконы, на память Аверкия епископа Иерапольского чудотворца, Московское Государство от литовских людей очистилось, и ради сего Божия милосердия установили праздновать Пречистой Богородице чудотворной иконы Казанския, в царствующем граде Москве при отце нашем блаженныя памяти великом Государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России. А в 1649 году, в 22-й день октября, на праздник Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения, Бог даровал, родился нам сын – Государь цесаревич князь Димитрий Алексеевич; и мы указали ныне праздновать в 22-й день октября Пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, во всех городах, по вся годы. Итак по получении сей нашей грамоты ты-б богомолец наш в соборной церкви, со всем освященным собором и на посаде и во всей архиепископии в городах и уездах, и в монастырях, и по всем церквам велел праздновать Пречистой Богородице чудотворныя иконы Казанския, по вся годы октября в 22-й день, на память Аверкия, епископа Иерапольского». В своде отечественных законов 22-й день октября признается табельным.

Священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия Дома Романовых на царский престол, в 1710 году, по повелению Императора Петра I-го, перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение этой новой столицы, и поставлен был первоначально в центре ее, на Петербургской стороне в Посадской улице старого гостинного двора, в полотняной церкви, устроенной в часовне.

В 1721 году образ Казанской Богоматери был перенесен в Троицкий собор. В 1737 г., в день освящения новоустроенной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, где ныне Казанский собор, икона перенесена сюда и украшена богатой золотою ризой и драгоценными камнями от приношений Ее Величества Императрицы Анны Иоанновны. Ко дню освящения Казанского собора в 1811 году 15-го сентября на икону положена новая риза, сделанная из чистого золота превосходной работы, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, из которых большая часть принесена в дар Императрицами Мариею Феодоровною, Елисаветою Алексеевною и Великою Княгинею Екатериною Павловною. В день освящения собора св. икона в присутствии Императора, двора, военного парада, при бесчисленном стечении народа, перенесена в новоустроенный великолепный храм.

Икона Казанской Богоматери стала общей святыней всего Отечества.

(по материалам xxc.ru/orthodox/pastor/kazanskay/)