Слово наместника. Притча о сеятеле (28 октября 2018 год)

 

СЛОВО НА ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ, Лк. VIII:5-15

«Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный» (Лк. 8, 5-8).

Всем нам знакома эта притча Господа, как и ее толкование: семя есть слово Божие, а та или иная почва – наши души, в разной степени готовые к его восприятию. Так упавшее при дороге семя, которое топчут прохожие и расклевывают птицы, означает душу человека миролюбивого. Миру чужды духовные истины, поэтому человек, живущий его ценностями, не принимает в себя слово Божие. Его душа истоптана похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской, она отторгает Христа как не сродного себе, а враг рода человеческого расхищает семя истины в таких поверхностных людях.

Каменистая почва символизирует очерствевшую от себялюбия и эгоизма душу. Христово учение не может глубоко пустить корни в такое сердце из-за его «окамененного нечувствия». Растению нужна вода и солнце, без влаги солнце убьет его, оно засохнет. Так и душе для духовного роста необходима благодать Божия и искушения, т.е. духовные задачи и трудности, чтобы, решая их с Божией помощью, расти и укрепляться в добре. Если же нет этой живительной влаги, благодати смирения, искушения иссушают и убивают веру, так и не нашедшую отклика в сердце.

Почва, поросшая тернием, т.е. сорняками, означает душу, подверженную страстям, разменивающуюся на многие удовольствия и суету. Разнообразные пристрастия истощают почву, делают ее бесплодной, лишают света ростки истины. Этим росткам трудно пробиться к солнцу, т.е. получить внимание ума, тяжело проникнуть корнями в землю, т.е. найти сочувствие сердца, так как все занято страстями. В наш век к этому добавляется огромное количество информации, часто грязной и неполезной, общение в сетях, игры и болтовня в телефонах.

Чтобы горчичное зерно, посеянное в сердце в Крещении, росло день и ночь, его необходимо поместить в подходящие условия – таинства Церкви, рыхлить почву покаянием, поливать живой водой благодати, питать Причащением. Чтобы оно превратилось в могучее дерево веры, необходимы ветра искушений, иначе ствол и корни не укрепятся.

В каждом из нас, живущих в лоне Св. Церкви, есть это дерево веры, у кого слабее, так что гнется от всякого ветра чуждого учения, у кого мощнее, способное и других защитить от зноя соблазнов своей прохладной тенью. Но имеются ли на нем духовные плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера? А если их нет, то не проклянет ли такую бесплодную смоковницу Христос, Который именно таких плодов, сродных Ему, ищет среди листьев многих слов и намерений? Ведь дерево познается по плодам, и если они отсутствуют или гнилые, поеденные червями страстей, то и все дерево негодно.

Но не будем отчаиваться, не видя в себе благоуханных плодов добродетели, достаточно для нас стремиться к доброму, снова и снова полагая начало. Пусть листья намерений и гнилые плоды попыток падают и удобряют почву нашего сердца. Чем больше попыток и стараний, тем глубже культурный слой, больше смирение. Тем глубже проникнет в нашу душу Благая весть, чтобы принести стократный плод добродетели.

Но для этого надо трудиться над землей души, выпалывать терния страстей, дробить и выносить камни эгоизма, орошать ее слезами покаяния. «Царствие Божие внутрь вас есть», – говорит Господь, указывая на скрытое в земле нашего сердца великое сокровище вечной жизни. Но войти в это Царство можно только тесными вратами покаяния, смирения и терпения, «делая и храня», как некогда прародители, рай своего сердца. Ибо, по слову Господа, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8, 15).

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8, 15) – восклицает Господь, указывая на важность этой притчи. Итак, отверзем наши уши для мудрости, приводящей к жизни вечной, воспрянем от сна лености, ибо второй жизни нам никто не даст. «Восстани спяй и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос» (Еф. 5, 14). Трудись в добре, и Он станет Древом жизни в раю твоей воскресшей души. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

 

СЛОВО НА АПОСТОЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ, Гал. VI:11-18 

Сегодня мы слышали чтение из послания апостола Павла к Галатам. Апостол пишет письмо своим ученикам в Галатии (район Малой Азии, ныне территория Турции) по причине возникших среди них сомнений. Пришли к ним некие проповедники, это были христиане, которые стали убеждать их принять обрезание и соблюдать закон Моисеев, а иначе, как они им говорили, не спастись. И Павел, узнав об этом, пишет письмо в Галатию, которое завершает следующими словами:

«Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь» (Гал.6:11-18).

Странно нам сейчас даже слышать о том, что христианам для спасения необходимо еще соблюдать иудейские обряды, но в ранней церкви такие взгляды существовали. И когда апостол Павел совершал свое дело, принимал в общение и крестил язычников, не накладывая на них закона Моисеева, не требуя от них обрезания, соблюдения субботы и прочих иудейских норм и законов, очень многие среди христиан (а тогда они все были из евреев) считали, что это нечто новое, невиданное, что Павел идет против закона и традиции.

Закон Моисеев столетиями отделял народ избранный от язычников, чтобы сохранить Откровение – до дня, когда Христос сказал ученикам Своим: «Идите и научите все народы» (Мф.28:19).  Но чтобы это сделать, надо было преодолеть преграду, которую создавал закон. И если откроем книгу Деяний апостолов, увидим, как все это было непросто и не сразу происходило. Изначально и предполагалось, что если язычник желает обратиться к вере во Христа, он должен весь закон еврейский исполнять. Чтобы стать христианином, он, получается, сначала должен стать иудеем.

И если бы эта позиция возобладала (это же была их традиция, от этого очень трудно отойти), то христианство бы замкнулось в себе, в иудейских границах. Поэтому Господь, чтобы преодолеть косность традиции, избрал именно такого человека, с такой ревностью, с такой силой духовной, с таким характером непростым, неуживчивым, как Павел. Он ведь принадлежал обоим мирам. Он был еврей с хорошим образованием, но родился в диаспоре, владел свободно греческим языком, он понимал языческий мир. Господь избрал Павла для того, чтобы пробить существующую преграду и свет Евангелия излить в этот языческий мир. В результате это стало делом его жизни. Он пошел и стал создавать то, что раньше никто до него не делал. Апостол Павел создавал общины, которые почти целиком состояли из язычников, и никакого Закона Моисеева они не соблюдали. Но в итоге получал со всех сторон критику: иудеи его ненавидели, язычники его побивали, а многие христиане не понимали того, что он делает. Апостолы Иисуса Христа – Петр, Иоанн, Иаков, брат Господень, – признали миссию Павла (Гал.2:7-10), но согласны с ними были далеко не все. И в итоге свои же братья-христиане из Иерусалима шли потом у Павла по пятам, приходили к его ученикам и говорили: «Вы не спасетесь, если не обрежетесь. Кто такой Павел? Да это никто, это самозванец. Смотрите, он не видел Христа, он несет что-то свое».

И Павел пишет свои послания, где отстаивает вот эту истину великую, что спасение во Христе не обрядом, не законом, не обрезанием дается, а оно дается верой во Христа, через Его Крест. Господь нас спасает, как евреев, так и язычников, и создает уже новое человечество. Апостол говорит галатам, что «во Христе Иисусе уже ничего не значит ни обрезание, ни необрезание» (Гал.6:15), но значение имеет, что пришло новое творение, Бог творит новое человечество, которое Он пришел создать из нас из всех. Уже нет ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного, спасение и Царство дается всем. Вот так мы призваны воспринять наш мир, но не всегда способны бываем вместить то видение, которое нес Павел. Это видение такого единства между людьми, которое превосходит любое другое объединение и любое разделение в нашем мире, потому что это единство в Боге, во Христе.

И конечно, апостол Павел спорил со сторонниками обрезания и отстаивал свою позицию, и здесь он пишет о мотивах, о том, что стоит за его проповедью и проповедью его противников (Гал.6:12-13). Павел говорит галатам: «Почему к вам идут эти люди и говорят, что если не обрежетесь – не спасетесь? А потому что хвалятся своей «плотью», хвалятся своим происхождением, что они народ избранный.  Кроме того, они боятся, что их будут гнать за Крест Христов, что свои же иудеи их обвинят: «Вы нарушаете закон, входя в общение с язычниками». А так они всем скажут: «Вот, мы обрезали столько язычников, сделали их верующими во Христа иудеями!» И, следовательно, они думают не о деле Христовом, но о «плотском», о мнении и признании человеческом. И вот здесь самое важное, мне кажется, к чему приходит апостол, он дальше говорит: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

Что это означает? Крест Господень все переворачивает в жизни человеческой. И то, что раньше человеку казалось великим, прекрасным, значимым – слава, талант, деньги, удовольствие, – теряет свое место, и на первый план выходят совсем другие вещи. Господь, Царь мира, не постыдился взойти на Крест, чтобы спасти этот мир через жертву Свою, через страдание, позор, унижение и одиночество. Вот через что Он проходит. И что есть наша слава, этот наш мир перед Крестом Господним? Да ничего. И Павел говорит: «Для меня мир распят». Все, чем живет этот мир, все эти понятия о чести, о славе и мудрости перед Крестом Господним померкли, и этот мир для него умер.

И действительно, Павел похоронил свой социальный статус, свои возможности сделать светскую или духовную карьеру, семейное благополучие и даже признание среди братьев по вере, но стал странником, «не имеющим где главу приклонить», и совершал дело Господне ценой жизни своей. И дальше – он умер внутри, потому что не было у него уже ни амбиций, ни стремления приобрести какую-либо значимость в глазах мира сего. «Мне мир распят и я миру» – это значит, что для человека утрачивают ценность все внешние блага, и он имеет внутреннюю свободу от них. Павел был свободен, и, следовательно, не имел и страха перед миром, перед любыми властями и человеческими авторитетами. Ради чего? Ради любви Христовой, ради того, чтобы служить Богу.

И Павел не пустые слова говорит. Он действительно так жил, потому что мы знаем, сколько он претерпел. И ученикам своим, «неразумным галатам», как он их называет (Гал.3:1), говорит: «Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал.6:17). Что носил на своем теле Павел? Он сам об этом писал: его пять раз бичевали при синагоге, трижды били палками, трижды он терпел кораблекрушение. Однажды его забивали камнями до смерти, а сколько раз он оказывался в тюрьмах! (2 Кор.11:23-25).  Павел был покрыт шрамами и ранами, но что это были за раны? Это были раны Христовы, потому что он их нес за дело Божье, за дело Христово, не жалея себя. И вот это означает умереть для мира, и чтобы мир для тебя умер, и быть новым человеком, новым творением в Боге.

И мы видим, какие плоды принесла жизнь Павла, как через него спасение во Христе пришло в жизнь великого множества людей, можно сказать, все мы обязаны его трудам. Крест Христов, на который он взирает, для него есть путь спасения. Он говорит, если вместе с Иисусом пострадаем и отдадим себя ради любви, ради милосердия, то вместе с Ним и прославимся (Рим.8:17). Как Христос умер и воскрес, так же и мы призваны умереть для этого мира, понести скорби Христовы, чтобы принять Его Дух, разделить Его славу. И в этом самая сердцевина нашей веры, нашего пути, которым шли все подвижники и святые. Они в словах и жизни апостола Павла находили себе вдохновение, видели указание пути, к которому каждый из нас призван в своих жизненных обстоятельствах, чтобы Христу подражать и стяжать Его Царство Вечное. Аминь.

Осипов Д.Б.