23-я Неделя по Пятидесятнице, проповедь на Еф. 2:4-10

 

Сегодня в апостольском чтении мы слышали слова апостола Павла из его послания к Ефесянам:

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:4-10).

Апостол говорит о даре спасения, который нам дается во Христе. Есть в его словах нечто удивительное – здесь говорится о спасении не в будущем, а в настоящем времени: «благодатью вы спасены»! Мы привыкли мыслить и говорить о спасении как о чем-то будущем, чего следует искать и достигать, что дается Богом, как об итоге длинного и непростого пути. И у апостола есть немало мест, где говорится о пути спасения: «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» – пишет он в послании к Филиппийцам (Фил.2:12). Но здесь он говорит о спасении как свершившемся факте. Мы были мертвы по грехам нашим, но Бог по великой Своей милости призвал нас в Его Царство, оживотворил, воскресил и воцарил со Христом, и это есть дар Его любви, не зависящий от наших дел. Все в настоящем! Что же эти слова апостола означают для нас, ведь мы понимаем, что Царство Божие во всей полноте еще не наступило, оно раскроется во втором пришествии Христовом?

Чтобы это понять, сначала вкратце скажем, о чем и для чего было написано послание к Ефесянам. Это особенное послание. Апостолу Павлу, который созидал Церковь, приходилось преодолевать массу трудностей, отвечать на множество вопросов, встававших перед общинами, которые он создавал. Поэтому письма свои он пишет ради того, чтобы что-то опровергнуть, он кого-то убеждает, с кем-то спорит. А в послании к Ефесянам он ни с кем не спорит и никого не убеждает. Он обращается к тем людям, которые уже его являются его учениками, пришедшими к подлинной, истинной вере, и следующими по пути спасения во Христе. Как никакое другое, это послание обращено к нам, живущим в спокойное мирное время и имеющим доступ к Священному Писанию и Преданию Церкви. У нас, конечно, есть нестроения, но это не сравнить со временами смуты, гонения или распространения ересей. Но в этом спокойствии скрыта некая внутренняя опасность: для человека его христианство может стать частью общего жизненного потока, может слиться с бытом, с национальными традициями, стать чем-то обычным и обыденным. В результате человек может перестать ценить сокровище веры, которым обладает, может свести все христианство к удовлетворению своих индивидуальных интересов и потребностей и утратить ощущение поразительной новизны, которую несет христианская вера.

И вот апостол Павел пишет это письмо. Основная мысль его в том, что христианская вера не сводима только лишь к пути индивидуального спасения. Христианская вера есть нечто безмерно большее: она лежит в основе Божественного предвечного замысла о мире. Есть Вселенная, столько в ней событий, и апостол говорит, что существует это все ради Церкви, чтобы создалось новое человечество во Христе. И Бог реализует Свой удивительный замысел в искупительном служении Иисуса Христа – чтобы в нас, людях, осуществилась цель творения, чтобы объединились в Боге люди разного рода и звания, и соединилось в Церкви земное и небесное под главою Христом (Еф.1:10). 

И все мы через Христа, через Его жертву в Божественном замысле участвуем. Апостол пишет письмо, чтобы мы вышли за рамки нашей частной жизни, индивидуальных интересов и потребностей и ощутили, что, придя в Церковь Христову, мы становимся причастными удивительного замысла о Вселенной, который воплощает Бог во Христе, чего до конца мы и представить себе не можем.

И далее апостол Павел говорит о том, что дано человеку, который приходит в Церковь и становится участником этого Божьего замысла о мире. Нас, которые были мертвы по грехам нашим, которые жили своей частной жизнью, следовали своим страстям, Бог призвал ко спасению, оживил, воскресил и посадил на небесах так же, как это сделал со Христом.

Откуда Павел берет эти понятия – что Бог нас оживотворил во Христе, воскресил и воцарил? Из крещальной символики. Ведь что означает таинство крещения? Троекратное погружение человека во имя Святой Троицы в воду является символом смерти. А выход его из вод крещальных и облечение в белые одежды – символ воскресения. Крещение означает, что, уверовав во Христа, все мы обрели дар жизни вечной. Не обретем когда-то, но эта жизнь вечная нам уже дана, воскресение – наше, и мы становимся гражданами Царства Небесного. Еще находясь в этом мире, при всем нашем несовершенстве мы становимся наследниками, чадами будущего века.

Как это возможно?». Это – не результат наших особенных заслуг и добродетелей, это – дар великой Божьей любви, следствие жертвы Христовой за нас», – говорит апостол Павел. Благодаря Христу с нами со всеми в День Господень произойдет то же, что произошло с Ним. Это уже приобретено, мы все восстанем к жизни вечной той же силой, которой Он воскрес, нам уготован будущий мир. И эта сила уже сейчас приводит нас ко Христу, она движет нас к добрым делам и меняет нашу душу.

И христианство наше начинается именно с осознания дара вечной жизни. Когда Церковь принимает человека, она не просто говорит ему: «Теперь начинается твой путь из точки А в точку Б, и когда-нибудь ты ее достигнешь». В крещении Церковь ставит его именно туда, куда он призван, и говорит: «Теперь тебе дана жизнь вечная, теперь ты – чадо Божье, наследник Царства Небесного. Ты – свободный человек, Христос тебя освободил от смерти и греха, будь тем, кем призван быть. Ничего не надо добавлять, ничего не надо достигать, все дано тебе: просто будь новым человеком в Боге, новым творением. Воспользуйся даром великим, который дает тебе Христос, и отрази в этом мире Его любовь».

Безусловно, это «одежда на вырост». Чтобы дойти до свободы во Христе, нужно пройти долгий путь. Необходимо увидеть и свои грехи, и несовершенства, преодолеть эгоизм и прийти в состояние смирения. Но то, что дает нам Христос, это Его неотчуждаемый дар. Мы можем его потерять только своими грехами, по своей свободной воле, обесценив его в суете жизни. И чтобы этого не произошло, апостол говорит: «Подумайте, что Вам дано, – вы воскресли и воцарились со Христом, это Его любовь, не забывайте об этом». Если мы будем верить Христу и любить Его, если будем осознавать и ценить хоть в какой-то мере благодать, которую мы обрели в крещении и вере нашей, мы никогда её не потеряем. Поэтому, когда Павел говорит: «Вы спасены», – в этом есть некая внутренняя уверенность, что Бог с нами, что Христос воскрес, и это воскресение – наше. Как апостол говорит в другом месте: «Все ваше. Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, - все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1 Кор.3:21-23). «Все ваше, – он говорит, – и поэтому ничего не бойтесь в этом мире. Не бойтесь любить, не бойтесь проявлять праведность, потому что спасение дано вам, только его не потеряйте».

Таково послание, из глубокой древности, две тысячи лет назад, отправленное нам всем апостолом Павлом. Он говорит в нем, что наша вера есть великая тайна (Еф.1:9), и молит Бога, чтобы каждый из нас эту тайну осознал (Еф.1:17-18). Он молится о нас, о своих учениках, чтобы перед нами раскрылось величие дара, обретенного нами во Христе, и мы увидели жизнь свою в свете этого Божественного Откровения о нашем призвании и о Божьем замысле. Аминь.

Осипов Д.Б.