"Кто не собирает со Мною..." Слово наместника монастыря

 

Кто не собирает со Мною…

Святой вмч. Димитрий Солунский, память которого мы сегодня совершаем, поручая слуге перед страданиями раздать свое имение нищим, сказал: «Раздели богатство земное между ними: будем искать себе богатства небесного». О том, что такое истинное богатство и как его собирать, говорит сегодня Евангельское чтение.

Когда Господь изгнал беса из немого, народ дивился, а некоторые утверждали, что Он изгоняет демонов силой князя бесовского. Тогда Спаситель говорит, что в таком случае сатана воевал бы сам с собой, а всякое царство, которое разделяется на враждующие части, не устоит. Далее же Господь говорит: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда… разделит похищенное у него» (Лк. 11, 21-22).

Сильным Господь называет здесь диавола, потому что он не разделился в себе, но последовательно стремится ко злу, являясь полной противоположностью Спасителя. Сильнейший – это Христос, пришедший спасти род человеческий от рабства греху. А слабым здесь является человек, и именно по причине разделения, раздробленности его состава после грехопадения. Нет у него цельности ума, сердца и воли, нет «царя в голове», так что мысли, чувства и желания воюют друг с другом. Такой немирный человек разобщен и с ближним своим, и, прежде всего, с Богом.

Диавол пользуется этой слабостью и порабощает человека греху. Если тот призывает Сильнейшего со смирением, Господь приходит и изгоняет лукавого. Если же отступает от Господа, снова впадает в рабство греху, и тогда последнее бывает хуже первого. Ибо верны слова Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5), т.е. ничего доброго.

Некоторые люди не идут за лукавым, но и не приближаются ко Спасителю нашему Иисусу Христу, у них своя жизнь и свои интересы. Таких людей Господь сегодня предупреждает: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11, 23).

Господь пришел на землю, чтобы разделить добро от зла, свет от тьмы, спасающихся от погибающих. Он сеет на всякой почве, говорит притчами, чтобы не оттолкнуть тех, кто еще не определился, чтобы они потом могли обратиться и прийти к Нему. Кроткий Спаситель, как говорит пророк, «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мф. 12, 20).

Господь терпеливо ждет и всех принимает в Свои объятия. Но если в начале проповеди Он говорит: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 38), потому что те, кто явно не противится Христу, являются Его потенциальными последователями, то с течением времени ситуация меняется. Слово Божие «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа… и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Проповедь о Царствии разделяет свет и тьму, правду и ложь, спасение и погибель, оно вынуждает людей занять определенную позицию, за или против Христа. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; – говорит Господь, – не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34).

Христос – это пробный камень, камень преткновения и соблазна, открывающий помышления многих сердец. Он определяет качество души каждого человека: сроден ли он Богу или удаляется от света. И поэтому люди постепенно разделяются на два лагеря: тех, кто со Христом и тех, кто Его ненавидит, и нет среднего состояния. Между двумя этими станами, между царствами добра и зла пролегла великая пропасть, которая становится все шире.

Кто не приближается к Богу, тот удаляется от Него, кто не развивается духовно, тот деградирует. Стрела, пущенная мимо цели, сначала приближается к ней, но потом неизбежно начинает удаляться. Так и жизнь того, кто сначала потянулся ко Христу, но потом забыл о Нем и живет по инерции, как получается.

«Кто не собирает со Мною, – говорит Господь, – тот расточает». Действительно, человек, который собирает себе материальные блага, пытается богатеть не в Бога, расточает блага вечные: свой ум, сердце, душу, предназначенные для общения с Творцом. Собирать можно не только материальное, но и знания, впечатления, жизненный опыт, творческие достижения. Но, если в жизни нет Христа, это пустая трата времени. Даже добрые дела, совершаемые не ради Бога, но по другим побуждениям, почти не имеют ценности в Его очах и суть расточение даров Божиих.

Собирать со Христом – это значит идти за Ним, желать того же, что и Он, походить на Него, воплотить в своей жизни заповеди блаженства. Видящие себя нищими стремятся к Богу и духовно богатеют, а богатые и пресыщенные остаются ни с чем. Но самое главное, что мы должны собирать со Христом, – это не дела, не заслуги, это мы сами, наше сердце, разбитое грехом, наш рассеянный ум, наша душа, которая не имеет цельности, не имеет духовного здравия.

Слово «спасение» в греческом языке означает некую цельность, целостность. А в славянском языке слово «спасение» происходит от «совместного пасения», т.е. означает принадлежность к единому стаду. Потому что, помимо внутреннего единения человека во Христе, происходит соединение всех спасаемых друг с другом и с Богом в едином теле Христовой Церкви.

Наше государство Российское из-за отступления от Бога разделилось само в себе и потеряло на многие десятилетия свое царское достоинство. Но святые Царственные страстотерпцы остались верными Христу, так что никакие силы ада не смогли разлучить их от любви к Богу и к русским людям, своим подданным. Теперь они собирают нас вокруг Воскресшего Господа, чтобы возродить и душу каждого из нас в отдельности, и наше Отечество в целом, вернуть ему его царственное величие. Собирая со Христом, мы все становимся царским священством, владыками своего ума, сердца и духа, гражданами вечного блаженного Царства Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.