Слово наместника. Проповедь на день памяти сщмч. Аркадия, архиеп. Екатеринбургского

 

Сегодня мы празднуем память священномученика Аркадия, архиепископа Екатеринбургского, который всю свою жизнь посвятил служению Церкви.

Он известен как непреклонный борец с обновленчеством, за что неоднократно сидел в тюрьме. И хотя эта борьба с превосходящими силами была неравной, тем не менее, овцы Христова стада шли за истинным пастырем. В его слове они слышали глас Самого Господа и бежали от татей и разбойников – обновленцев. Святитель Аркадий пережил победу над обновленчеством: оно рассеялось, как дым, когда большевики перестали его поддерживать, но сам был расстрелян безбожными властями, неугодный им как ревностный защитник веры.

А мы с вами видели конец и этой богоборческой власти, бывшей епитимией для русского народа.

Обновленчество, модернизм появляются там, где оскудевают вера и верность Христу, Его Святой Церкви, послушание ее канонам. Человек ищет нового, когда перестает видеть глубину своей веры, перестает чувствовать благодать, предстоя в молитве Богу. Его вера формализуется, превращается во что-то внешнее, исполнение каких-то указаний. Дух человека, созданный для жизни, страдает от этой мертвенности, и тогда ум пытается изобрести какие-то новые формы. Но это путь ошибочный. Сила нашей веры заключается в духе, который обитает в традиционных формах. И если мы утратим православный дух, а потом еще изменим форму, то Дух Святой уже никогда к нам не вернется.

Обновленчество формально является расколом, но по сути – это ересь. Раскол подразумевает сохранение вероучения при разногласиях в поминовении священноначалия, но обновленчество искажает самые основы нашей веры. Оно подменяет христианство, вводя новые правила. И такое состояние церковной прелести, ереси представляет собой очень опасное явление.

Сегодня нависла угроза нового раскола уже не только над Русской Церковью, но над всем Православием. Причем трещина может пройти не только между братскими Церквами, но и между братьями внутри самих Церквей. А происходит это потому, что одна древняя Церковь стала терять дух правый, дух соборности, уважения к канонам и к другим равноправным Церквам. Увлекаясь политикой, модернизмом в виде экуменических, экологических и прочих новаторских идей, она пытается утвердить некий «православный папизм», вмешиваясь в дела других православных Церквей и самовольно выступая от лица всего Православия.

Этим путем шла в свое время Римо-католическая Церковь, удалившаяся от прочих Церквей, прежде всего, в духе. Дух законничества, собственной исключительности, попытки диктовать свою волю другим Церквам, главенствовать среди них, привели к ереси папизма и к отделению.

В ответ на противоправные действия Константинопольской Церкви наше священноначалие приняло решение временно прервать с ней евхаристическое общение, причем другого выбора у Русской Церкви просто не было. Есть тенденции, которые нельзя не замечать, как и нельзя их, так сказать, «покрывать любовью», потому что они посягают на самые глубинные принципы православной веры.

Апостол Павел говорит: «Если мы не верны, Он, т.е. Христос, пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2, 13). Так же и Единая Святая и Соборная Церковь Христова не может отречься от себя, она истинна и пребывает во век века. Если же одна ветвь отпадает от этого единства, как от ствола, пытаясь жить по каким-то новым принципам, то скоро завянет, потому что сама отделяет себя от Лозы жизни, Христа.

Теоретически, когда отсекается больной член, это благо для всего организма, так как он мог бы заразить все тело. Однако на практике это всегда боль и утрата, резать приходится по живому. Мы уже почувствовали, как болезненно терять дружеские связи с Афоном, того и гляди отойдут и другие Церкви с греческой иерархией. Вот почему раскол – это великое зло. Грех учинения раскола, как говорят Отцы, не смывается даже кровью.

Мы молимся, чтобы это искушение было преодолено, чтобы Церковь снова воссоединилась. Когда все раскольнические планы на Украине рухнут и исчезнут без следа, тогда уврачуется и это разделение. Но мы не можем закрывать глаза, когда совершается беззаконие, попрание канонов Святой Церкви, не можем делать вид, будто ничего не происходит.

Один видный греческий архипастырь написал статью, где говорит, что это зло происходит из-за каких-то амбиций предстоятелей двух Церквей, что мы забыли совсем голос Евангелия, что мы все братья, и нужно друг друга любить, друг другу уступать. Все это правильно, но на данный случай не распространяется. Когда речь идет о механизме отношений в Церкви, нужно быть принципиальным. Для отстаивания истины необходима решительная бескомпромиссная позиция. Церковь, которая выстояла во времена арианства, когда большинство епископов было на стороне еретиков, которая выстояла во времена засилья обновленчества, устоит и сейчас. Как она пережила различные унии, где победа в противостоянии оставалась за верным истине меньшинством, так переживет и нынешнее разделение.

Поэтому будем молиться святым Царственным Мученикам, которые стоят во главе небесного воинства в борьбе за чистоту веры и духовного возрождения нашей страны, священномученику Аркадию и всем Новомученикам и Исповедникам Российским, чтобы они дали нам твердость в вере, верность церковной традиции и рассудительность. Врата ада не одолеют нашей Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а все расколы и разделения рассеются без следа, как дым. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)