Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Слово наместника монастыря

 

 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем Собор Архистратига Божия Михаила со всеми бесплотными силами, прославляя этих верных Богу духов, которые раз и навсегда утвердились в добре и теперь помогают утвердиться в нем и нам с вами.

Ангельский мир, который состоит из светлых и падших ангелов, является отражением, прообразом будущего всего человечества. Когда-то и ангелы стояли перед нравственным выбором: быть им с Богом или жить по своей воле. От нас сокрыта тайна, как все это происходило, но мы точно знаем, что Денница и с ним треть ангелов отпали от Бога по гордости, посчитав себя самодостаточными. Отделившись от Творца, они низринулись в бездну зла, и в какой-то момент покаяние стало для них невозможным. Верные же Богу ангельские силы навечно утвердились в добре и с того времени стоят в нем непоколебимо.

Так же и человечество ныне находится в стадии определения, и каждый из нас решает: быть ли ему с Богом или со своими страстями. Но в какой-то момент, а это будет Страшный Суд Божий, происшедшее разделение на добрых и злых, спасающихся и погибающих утвердится на веки. И как среди Ангелов Господних есть разные чины, и падшие в различной степени удалены от Бога, но те и другие отделены друг от друга непроходимой бездной, так и люди, которые в этой жизни имеют самое разное духовное устроение, разделятся на два больших лагеря: по правую и по левую руку Христа, стан мучений и стан блаженства, и нельзя уже будет что-либо изменить.

В обозримой для нас истории мира Господь наш Иисус Христос пришел с неба, чтобы спасти не ангелов, но людей, стал человеком, как сказано в Символе веры, «нашего ради спасения». Ангелов же, которые помнят о трагедии отпадения Денницы и пытаются уберечь нас от неправильного выбора, Бог сделал служебными духами, помогающими нам в стремлении к совершенству.

В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел говорит, что не ангелам, но людям покорил Бог будущую вселенную. Апостол приводит слова царя и пророка Давида: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его» (Пс. 8, 5-7; Евр. 2, 6-8).

Действительно, есть мир духовный, невидимый, а есть видимый и материальный. И если в духовном мире человек немногим умален, т.е. ненамного ниже Ангелов, то в мире видимом он призван быть господином как высшее разумное создание и венец творения. Сочетая в себе телесное и духовное, преодолевая косность плоти, человек добровольно и сознательно служит Богу, делается Его другом и верным помощником, и в этом заключается великая слава и честь для человека.

Однако, Апостол говорит, что ныне не видно, чтобы все было покорено человеку вследствие грехопадения и наших личных грехов и несовершенств. Но для того и пришел сын Божий на землю, чтобы, претерпев незаслуженные страдания, восстановить человека в славе и высшем достоинстве. И всякий, кто следует за Ним, неся свой крест, примиряется с Богом и исполняется Его силы и власти, воспринимая обожение по мере уподобления Творцу.

Поэтому неслучайно в сегодняшнем Евангельском чтении Господь, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16). Посланник Божий отождествляется с Пославшим его, подобно тому, как Ангелы являются вестниками воли Божией на земле, и в Священном Писании часто их явление воспринимается как явление Самого Бога. Поэтому и бесы, не смея противиться Богу, повинуются Апостолам, которые именем Христовым со властью повелевают нечистым духам и творят чудеса. Но когда Апостолы приходят ко Господу и с радостью говорят, что силы тьмы им повинуются, Он наставляет их, что радоваться нужно не этой временной власти, а тому, что имена их написаны на небе, т.е. что они получают спасение во Христе.

Спаситель говорит, что видел сатану, который подобно молнии ниспал с неба на землю. Действительно, в своем отпадении от Бога Денница временно оказывается на земле – там, где в искушениях формируется дух человека, чтобы от земли возлететь на небо. Поэтому земная жизнь является ареной борьбы сил тьмы и света, добра и зла. И здесь нам открывается великая тайна и высшая мудрость – люди, которые пребывают с Богом, для чего нужно научиться смирению и самоотверженному служению, укрепляемые святыми Ангелами, побеждают. А те, кто не хотят быть со Христом и надеются на самих себя, погружаются в пучину страстей и низвергаются во ад.

«В тот час, – сказано в Евангелии, – возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21).

Мудрецы мира сего стремятся достичь блага, как они его себе представляют, часто используя для этого незаконные средства, но не понимают того, что свое счастье, блаженство человек находит на пути приближения к Богу, нравственного Ему уподобления. Гордец, полагающийся на себя и свой ум, слеп, и только младенец, т.е. человек смиренный и кроткий, из глубины сердца вопиющий с Архангелом: «Кто, как Бог!», узрит спасение и наследует достояние Божие.

Итак, высоко служение Ангелов, велика их чистота и святость, но еще ценнее в очах Божиих осознанное смирение, разумное подчинение человека воле Создателя. Будем подражать святым Ангелам, прежде всего, в их верности Богу, в их самозабвенном и самоотверженном служении, которое называется любовью. Тогда на опыте своей жизни познаем, что и сила, и слава, и блаженство подаются нам тогда, когда мы пребываем с Богом, с нашим Всеблагим Творцом, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

21 ноября 2018 г.