Об исцелении слепого. Проповедь наместника в Неделю 36-ю по Пятидесятнице.

 

 

 

 

Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 35-43).

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь легко, одним словом исцеляет телесную слепоту: «Прозри! Вера твоя спасла тебя». При наличии веры и желания возможно любое чудо, по слову Спасителя: «Просите и дастся вам» (Мф. 7, 7). В то же время в этом евангельском событии мы видим образ спасения всякой человеческой души.

Слепец сидел при пути и просил милостыню. Начало спасения – это познание своей нищеты, своей немощи и нужды в сторонней помощи, потому что сам по себе, своими силами человек не спасается. Надо понять, что без связи с Богом нет в нас жизни, нет самодостаточности, нет силы духовно встать и идти к совершенству. «Без Меня, – говорит Христос, – не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

И вот, когда этот человек сидит в ожидании милостыни, он слышит шум толпы и, спросив, узнает, что это идет Иисус из Назарета. И тут в нем возгорается вера и пробуждается надежда на исцеление, потому что он слышал о многих чудесах, совершенных Иисусом из Назарета. Осознав, что это никто иной как Мессия Христос, слепой начинает громко взывать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Эти слова указывают на его веру во Христа как Мессию и Спасителя.

Слепец возвышает свой голос, кричит, а идущие впереди Иисуса пытаются запретить ему это, велят замолчать. Однако он только усиливает мольбу в надежде, что Спаситель услышит не столько громкий голос, сколько вопль его сердца, умоляющего о помиловании. Кто же те, что идут впереди Христа? Гордые фарисеи и книжники, которые не следуют смиренно за Спасителем, самих себя считая светочами и вождями народа. В отличие от слепого очами, но живого душой просителя, они слепы духовно, не видят спасения, сами не входят в Царствие Божие и другим войти не дают.

В сердце и уме человека подобными книжниками и фарисеями, препятствующими ему приблизиться к Богу, являются различные страсти, паразитирующие в душе и высасывающие из нее все соки и жизненные силы. Препятствует доброму и враг, посылающий различные помыслы и желания или действующий через людей, чтобы отвлечь человека от молитвы. Поэтому мы должны быть последовательными и настойчивыми в молитве, чтобы Господь воззрел на нас. Так искренний сердечный вопль слепца привлекает внимание Спасителя, Который останавливается и велит позвать просителя.

Господь спрашивает его: «Чего ты хочешь от Меня?» Этот вопрос обращен ко всем нам. Чего ты хочешь от Бога? О чем ты просишь Творца неба и земли, Царя всего творения? Если просить о чем-то мелком земного властителя – прямое оскорбление его величия, то тем более выпрашивать земного благополучия у Того, Кто хочет дать тебе всего Себя и все Свое достояние, по меньшей мере несуразно. Слепой просит самого для него важного, ему не до достатка земного, не до наслаждений, потому что он понимает свою ущербность, неспособность созерцать мир во всей его красоте.

Так же и мы ущербны в духовном плане, потому что слепы и не видим реалий духовного мира. Как человек в кромешной тьме не может идти вперед, боится и падает, так и мы в духовной жизни часто падаем, расшибаемся, спотыкаясь о грех, о наши одни и те же страсти. Но нужно помнить, что спасение во Христе, Который всякому верующему, обращающемуся к Нему с надеждой и упованием, несомненно, подаст просимое. Если, конечно, он не двоится в своих мыслях, веря, что Всемогущий Господь может исполнить любое наше прошение. Исцелив слепца, Господь говорит, что его спасла именно вера. Тогда обретший зрение следует за Спасителем, славя Бога вместе с простым верующим народом, идущим за Христом.

Итак, начало исцеления заключается в осознании своей нищеты и слепоты, потребности в освящении от Бога. Понявший свою немощь и расслабление сидит при пути в Царство Небесное и взывает из глубины сердца: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». При этом он не уходит опять во тьму и не устремляется к обманчивому свету развлечений, но терпит видение своей греховности в надежде на то, что Спаситель исправит его и сделает лучше. И когда Господь воззрит него, тогда все, что до этого было враждебно и отвращало от молитвы: ожесточенное сердце, рассеянный ум, немощная воля – умиротворяется и успокаивается, говоря духу: «Иди, Христос зовет тебя».

Поэтому, отбросив всякое уныние и не теряя из виду путь ко спасению, по которому идет Христос, будем вопиять ко Господу из глубины сердца: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Тогда Господь, видя нашу веру, нашу спасительную, связывающую с Ним верность, воздвигнет нас и поведет за Собой. И как наш царь-мученик, верный до конца своему долгу и народу, ликует ныне на Небе, как прп. Максим Грек, гонимый за правду всю свою жизнь, еще на земле увидел славу и оправдание, так и всякий, претерпевающий на земле скорби в уповании на Господа, не будет посрамлен и воскреснет со Христом для жизни вечной. Аминь.