Проповедь наместника на праздник «Державной» иконы Божией Матери

 

Сегодня, в конце первой седмицы Великого поста, вся Церковь приступает к таинствам Исповеди и Причастия, чтобы святым ликованием встретить праздник Торжество православия. Победой над страстями мы отмечаем одоление Церковью множества ересей и расколов, разрывающих ее тело, и объединение всех верующих под одной Главой – Христом. Спасителю нашему Иисусу «надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои», чтобы затем покориться «Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15, 25; 28).

Бог, создавший этот мир, иерархичен: Отец, Сын и Божественный Дух. Потому и в человеке, созданном по Его образу и подобию, и в мире присутствует иерархичность как основополагающий принцип бытия. Прародители, перестав подчиняться Богу, нарушили должную иерархию отношений в мире: Бог–человек–творение и тем самым опрокинули в себе иерархическую пирамиду: дух–душа–тело.  Это перевернуло всю их и нашу жизнь, человечество рассеялось и разделилось на множество индивидуумов, а каждый человек вместо целостного существа стал комком противоречий, полем борьбы друг с другом различных мыслей, чувств и желаний. Христос приходит, чтобы восстановить должную иерархичность, примирить человечество с Отцом и творением, начиная с объединения внутренних сил каждого в любви к Богу и ближнему.

Но кроме макрокосма – вселенной и микрокосма – человека, есть еще один мир – общество, которое тоже призвано быть иерархичным. А правильная иерархия – только от Бога. Здесь тоже протекает напряженная борьба между властью Бога и дьявола, между добродетелью и грехом, между процессами объединения в любви и разделения в эгоизме. Это наглядно подтверждает недавняя история нашей многострадальной Родины, когда за борьбой партий, классов и убеждений скрывалось все то же противостояние веры и безверия, иерархического порядка и хаоса, добрых и злых сил.

Расшатав веру, враги свергли Царя, а затем принялись за Отечество, ввергнув его в тяжелейшие испытания, чтобы расчленить, ограбить и уничтожить Россию, сила которой всегда заключалась в православной вере, общинности, традициях семьи. 102 года назад, 2 марта 1917 г. последний православный император Николай II был вынужден подчиниться отстранению от власти. Однако Бог не оставил Свой народ, и в тот же самый день явил ему Державный образ Владычицы мира. Ее изображение в царской порфире со скипетром и державой указывает на то, что Пречистая как бы подхватывает падающие символы монархической власти, принимая попечение о Руси в Свои руки.

Поэтому да не соблазнимся ложным учением дуализма, согласно которому в мире борются два равносильных начала – добра и зла. Кто Бог велий, яко Бог наш? Кто может противостать Ему?! Существует Промысл Божий, самое зло управляющий во благо. Были в нашей истории времена междоусобиц, когда единая вера способствовала процессу политического объединения разобщенных князей, была симфония светской и церковной власти, было время доминирования государства над Церковью, когда в петровскую эпоху благодаря Синодальной системе в ней распоряжались чиновники. Но когда был убран «удерживающий», императорская власть, тогда Божественная иерархичность вернулась в Церковь с восстановлением патриаршества на соборе 1917 г.

Во времена первых гонений на Церковь три враждебных фактора: римское государство, народ и языческая интеллигенция – никогда не действовали одновременно. Так и Русскую Церковь всегда хранил Промысл Божий, чтобы ее не одолели силы зла и хаоса. Безбожные власти, обновленцы, атеисты попеременно наваливались на Церковь, но безуспешно, и даже самое суровое испытание того времени – Великая Отечественная война – не только не повредило, но даже послужило восстановлению и укреплению Русской Церкви.

Итак, мы верим, что эта божественная иерархичность, духовная монархия, т.е. единовластие Бога воцарится и восторжествует в каждом из нас, соберет все наши разрозненные силы для служения Богу и людям, через любовь соединяя с потоком жизни. И если мы станем цельными, не разобщенными грехом, то из таких неделимых атомов создадутся крепкие семьи и сообщества. С личного уровня благодать распространится на все общество, страну и мир в целом, чтобы Бог стал, наконец, «всяческая во всех» и наполнил души Своих последователей блаженством во веки веков. Аминь.