Сырная седмица – последняя подготовительная седмица к Великому посту.

 

Сырная седмица – последняя подготовительная седмица к Великому посту. Масленица – ее народное название. В Богослужебных книгах седмица называется именно Сырной, т.к. по уставу можно употреблять в пищу только сыро-молочную пищу и рыбу. 

Это праздник наступающей весны, тепла. Замечательное время, чтобы встретиться с родными и друзьями, провести время в кругу близких людей, простить старые обиды. Душа в это время переживает особый подъем, примиряется со всеми, чтобы очищенной вступить на поприще Великого поста. Но, к сожалению, не все люди могут вовремя остановиться, удержаться от гастрономических излишеств и вместо подготовки к воздержанию предаются обжорству.

Блин в русской традиции – не просто блюдо. Блины сопровождали русского человека всю жизнь – роженице давали их для восстановления сил, их же готовили и на поминки. Кроме пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, в них можно было добавить пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки и многое другое. Блины раньше выпекали в печи. Теперь их «пекут» на сковороде, т.е. жарят. Термин «печь» сохранился, а технология вышла из употребления. Сейчас блины нужно переворачивать, а раньше, когда их ставили в печь, этого делать не требовалось.

Но все же масленица – это прежде всего подготовительная неделя к Великому посту. Уже не совершаются таинства венчания. В среду и пятницу не служится Литургия, хотя эти дни не постные, как обычно, а на Часах произносится молитва прп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В воскресный день Церковь воспоминает изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание. А вечером совершается чин прощения, чтобы христианин, находясь со всеми в мире, мог заняться спасительным подвигом поста.

Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед Великим постом для совместной молитвы. Испросив друг у друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и проводили св. Четыредесятницу вплоть до недели Ваий в великих аскетических подвигах.

Сложившийся на Руси обычай проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие.

Особенно ярко это изобразил И.С. Шмелев в своем романе «Лето Господне»: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда <…> все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Хождение друг к другу на блины сближало, давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за год.

Следует отметить, что история Церкви полностью опровергает ложное представление, что масленица берет истоки в некоторых языческих обычаях. В Синаксаре в субботу Сыропустную повествуется, что византийский император Ираклий (610–640 гг.) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав, тем самым помогая человеческой немощи, постепенно вводя нас в подвиг поста. В Сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники, которых прославляет Святая Церковь, были людьми, облеченными немощами плоти.

В России традиция масленичных гуляний восходит ко времени Московского царства. Главной забавой считались ледяные горы. Их выстраивали на Адмиралтейской площади – широкими и длинными на радость всем. Императорская семья также принимала участие в этих весенних празднествах, не забывая, по слову свт. Тихона Задонского, что «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни». Этот призыв звучит и для нас. От увеселений постараемся обратить наш ум и сердце к покаянию, молитве и Великому посту.