Проповедь Наместника на Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Благовещение Пресвятой Богородице – совершенно особый и удивительный праздник, в котором сосредоточена вся суть Ветхого и Нового Заветов. Бог воплотился и соединился с человечеством, Слово стало плотью и поселилось среди земных, чтобы сделать их небесными. Это самое главное, о чем сообщает Евангелие, Благая весть о спасении. И Благовещение по-гречески звучит как Евангелизмос – Благовестие Архангела Пречистой Деве о том, что Бог избрал Ее как царскую для Себя палату, чтобы вселиться среди людей и принести им спасение. И самое главное в истории человечества происходит именно тогда, когда Преблагословенная Мария дает Свое согласие.

Бог как бы обращается к человеку, говоря: «Я спасу тебя от греха, проклятия и смерти, которые ты наследовал в грехопадении из-за непослушания, но для этого Мне нужно быть с тобой, внутри тебя, а ты должен снова со Мной соединиться, иначе спасение невозможно». А человечество в лице Пресвятой Богородицы отвечает: «Да, я хочу соединиться с Тобой, я горячо желаю, чтобы Ты избавил меня от рабства греху и приобщил Своей благости, как Ты Сам свободен и блажен».

В этом состоит великая миссия Пресвятой Девы – стать первым человеком, в которого Бог вселится до конца, праматерью всех об?женных и обновленных благодатью людей. Конечно, Она была предызбрана для этого служения, получила особые благодатные дары Святого Духа. Мы знаем, что Пресвятая Дева не согрешила во всю Свою жизнь даже мыслью, что невозможно без помощи благодати Божией. Но Она все Свое желание и усердие вложила в то, чтобы быть избранной, хотя и не помышляла об этом из скромности. Предание сообщает, что в момент Благовещения Пресвятая Богородица размышляла над пророчеством пророка Исаии: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил», что означает «с нами Бог» (Ис.7, 14).

Она молила Бога, чтобы Ей удостоиться быть последней служанкой у этой Благословенной Девы, и Господь «призрел на смирение рабы Своея», избрав именно Ее в посредницы между Богом и человеком. Это происходит тогда, когда Пречистая молится всем Своим существом, исполнив заповедь возлюбить Бога всем сердцем, всем умом и помышлением. Естественно Ее смущение, потому что невозможно человеческим умом понять, как можно остаться девой и родить, но Архангел поясняет: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя»(Лк. 1, 35). И в тот самый момент, когда дано было это согласие: «Вот, Я – раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (ср. Лк. 1, 38), Дух Святый образует в Ее утробе плоть Спасителя мира. Тогда случается великое чудо: Бог, создавший небо и землю, вмещается в Деве и соединяется с человеческим естеством.

Вместе с Божией Матерью мы тоже говорим Богу, что хотим с Ним приискренне соединиться, обещая полное послушание Его святой воле. И как Она всецело отдается на служение, не оставив для Себя никакого закоулка в Своей душе, никакого остатка времени, так и мы должны мыслить себя только Божиими, не оставляя в своем сердце места греху. Потому что, когда мы позволяем себе в чем-то расслабиться, где-то якобы отдохнуть, в это пустое пространство вклинивается враг рода человеческого. Под предлогом вроде бы законного отдыха от трудов и развлечения постепенно, как острие, вторгается в нашу жизнь грех, который потом трудно остановить. Если же мы стараемся всегда ходить, как пред Богом, соблюдая чистоту даже в мыслях, тогда и в нас князь мира сего не будет иметь ничего своего.

Праздник этот не только Богородичный, но один из главных в православии, ибо в нем, как сказано, заключается самая суть Благовестия Христова. В каждом храме есть алтарь, в каждом алтаре есть Царские врата. И на Царских вратах всегда изображается момент явления Архангела Богородице, а вокруг – четыре евангелиста. Т.е. Благовещение является стержнем, сердцевиной Евангелия, Благой вести о спасении. Это рассвет в кромешной тьме греха, первый луч зари будущего восьмого дня, предвозвестник восхождения Солнца Правды Христа.

Великая радость наполняет нас сегодня, 25 марта, в день праздника Благовещения, который никогда не переносится, даже если совпадает с Пасхой. Предание сообщает, что 25 марта, в первый день года по еврейскому календарю, был сотворен мир, и в этот же день Адам был изгнан из рая. Поэтому исполнение пророчества о Семени Жены, Которое должно стереть главу змия, т.е. Благовещение в противовес грехопадению должно было случиться именно 25 марта. По этой же причине и переход евреев через Чермное море как символ избавления от власти греха случается 25 марта, и Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых в этот самый день. Здесь сокрыта какая-то тайна, мистика числа. С одной стороны, вечность и бесконечность, которые невозможно понять человеку, а с другой – точность во времени. Но эта тайна числа лишь подчеркивает важность происходящего в этот день, а именно, нашего согласия на вселение Божества, ответа на призыв Божий оставить грех и взойти на небо.

«Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу!» – поем мы сегодня в церкви. Имея эту духовную радость опорой в пути, будем постепенно восходить по лествице совершенства, которая утверждается на земле смирения и восходит до небесных высот. И Пресвятая Богородица, наша духовная Мать и Заступница, в этом восхождении да будет нам путеводительницей ко Христу и помощницей в соединении с Богом. Обожение – это, с одной стороны, высоко и страшно, а с другой – просто и естественно, потому что мы для этого созданы и имеем в Церкви все необходимые для этого средства. Нужно только нести своей крест исполнения заповедей и идти за Христом, пребывая в Его свете и Его благодати. Аминь.