Проповедь наместника на Литургии на праздник Входа Господня в Иерусалим

 

  

Сегодня торжественный, радостный праздник – Вход Господень в Иерусалим. Христос со славой входит во Святой Град, а весь народ встречает Его с ветвями и восторженными восклицаниями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Это было вызвано невиданным доселе чудом – воскрешением Лазаря, когда к жизни был возвращен четверодневный покойник, тело которого уже начало разлагаться. Поистине, народ ликует, все устремляются за Христом, победившим смерть.

Неужели это избавление человечества от самой большой проблемы, преодоление страха болезни и смерти, который извечно тяготеет над родом человеческим, не давая ему расправить плечи? Ведь Христос, воскресивший Лазаря, может сделать так, что никто не умрет, а если и умрет, снова воскреснет. Неужели это избавление от всех бед, от национального угнетения, осуществление давней мечты человека достичь бессмертия и «стать как боги»?

Мы понимаем, что эта мечта неосуществима, хотя бы потому, что, достигнув этого, человек скажет: «А зачем мне Бог?» Будущие поколения будут думать, что предки потому верили в Бога, что подсознательно хотели избавиться от болезни и смерти, были беззащитны перед природой, но теперь все это преодолено. Но самом деле все болезни и сама смерть, все проблемы человека происходят от удаления его от Бога. И когда человек вопреки заповедям пытается достигнуть каких-то благ, воплотить в жизнь какие-то высокие идеи без Бога, все заканчивается кровью и трагедией.

Евангелие повествует сегодня о вечери в Вифании, куда Господь пришел после воскрешения Лазаря. И среди этой идиллии, когда Марфа служила, Мария возливала драгоценное миро на ноги Господа, а Лазарь возлежал с Иисусом, Иуда соблазняется. Он сожалеет о нерациональной трате дорогого мира, которое можно было бы продать и помочь нищим. На самом деле он не о нищих заботился, а о своем достатке, потому что воровал из ковчега, куда бросали деньги на общие нужды.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, – говорит Господь – не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10, 34). И это разделение проявляется уже здесь, на этой прекрасной вечери. Люди разделяются на взыскующих Бога и на ищущих хорошей жизни; на тех, кто живет интересами погрязшего во грехе мира, и тех, кто томится душой в ожидании духовного избавления. Мария, изливая драгоценное миро, невольно пророчествует о погребении Христа и показывает этим, что ей ничего не жалко для Господа. В этом выражении своей любви она готова не только все имение свое, но саму себя, всю свою душу Ему отдать. Самоотверженная любовь не знает меры, но этого не понимает Иуда, добровольно поработивший себя страстям. Его бог – чрево, мамона, и потому он все измеряет деньгами.

Вскоре, когда Господь вступит в полосу страданий и смерти, почти никто с Ним не останется. Потому что не только простой народ, но даже Апостолы не понимали этой тайны смерти и воскресения, тайны зерна, которое должно умереть, чтобы принести сторичный плод. Но то, чего не было тогда у Христовых последователей, имеем мы с вами. Мы имеем благодать Божию в Таинствах Церкви. Именно она может сделать нас не ветхими, но духовными, изменить наш ум и само восприятие мира. Это то, что может поднять нас выше собственной природы. Для человека естественно страшиться смерти, естественно искать блага для себя. И подчас он, увлекаясь, начинает обижать ближних, заботясь о себе. Но логика духовная иная, о другом говорят законы Царствия Небесного. Они учат отдавать, чтобы получить безмерно больше, забывать о себе ради других, погубить душу свою ради Христа и Евангелия, чтобы обрести ее в жизни вечной.

И та смерть, которой страшатся люди мира сего, и та слава, к которой они стремятся, – это совсем не та страшная духовная смерть и не та вечная слава, но явления временные и преходящие. Мы же изначально умерли для греха со Христом в воде Крещения, чтобы воскреснуть с Ним для добродетели. Мы понимаем, что в Царство Божие не войдет ничто нечистое, и потому духовная жизнь неразрывно связана с очищением через страдания, через терпеливое несение креста.

Страшиться нужно не телесной смерти, которая естественна и является лишь переходом в другое состояние, но смерти души, удаления от Бога. Лазарю попущено умереть, чтобы быть воскрешенным Христом ради общей пользы. И воскресший телесно, он должен снова умереть, но умереть уже во Христе, чтобы с Ним и воскреснуть для вечности. Потому что не от временных страданий, не от смерти телесной пришел избавить нас Господь, но даровать нам жизнь вечную, причем с избытком, т.е. блаженную жизнь в Боге.

Поэтому, шествуя за Господом с вайями, прославляя Его, мы должны понимать, чего хотим от Христа. Ждем ли мы избавления от болезни, от смерти, ждем ли благополучия, или ищем Самого Бога. Что нам нужно: освободиться от страха телесной смерти или познать своего Творца и Создателя, Источника жизни и всякого блаженства? Сегодняшний праздник, как и следующие за ним Страстные дни, – это для нас экзамен и испытание, проверка на верность, чисто ли сердце, прав ли дух. Будем молиться Господу, да дарует нам это духовное видение, понимание своей немощи и веру в спасительную силу благодати, чтобы быть нам со Христом и в радости, и в печали, и в славе, и в страданиях, и чтобы воскреснуть с Ним для жизни вечной. Аминь.