Проповедь наместника в день почитания Иверской иконы Пресвятой Богородицы

 

Христос Воскресе! На третий день Пасхальной седмицы, когда мы радуемся и прославляем Воскресшего Господа, совершается почитание Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В этот день, престольный праздник нашей обители, воспоминается обретение иконы Портаитисса, или Вратарница. На Афоне сегодня совершается торжественный крестный ход с этим чудотворным образом вокруг Иверского монастыря и Литургия на месте его явления. Икону несут все монахи по очереди, чтобы выразить свою любовь к Матери Господа и получить от Нее благодать и укрепление. В этот день почти десять веков назад блаженный старец Гавриил пошел по водам и принес икону в монастырь. С тех пор она является хранительницей Афонского иночества и всех монашествующих, гарантом существования этого монашеского государства. Своим горением в любви к Богу и милостью к ближнему Пресвятая Богородица учит монахов всецелому посвящению себя Господу, неленостному служению, трезвению в молитве и чистоте.

В сегодняшнем апостольском чтении святой Петр в день схождения Святого Духа на Апостолов обращается к народу с проповедью. Дух Божий глаголал его устами, и в результате ко Христу обратилось около трех тысяч человек. В этой речи среди прочего есть такие слова о Новом Завете с Богом из пророчества Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2,21).

Но если так просто спастись – один раз сказал: «Господи Иисусе, спаси меня», и сразу в раю, – то зачем ходить на службы, молиться дома, делать добрые дела, исполнять заповеди? Зачем монахи обрекают себя на тяжелую жизнь в монастыре с ее стеснениями и подвигами?

Во-первых, речь Петра обращена к иудеям, считавшим себя исключительным народом избрания. А в пророчестве говорится о любви Бога ко всему человечеству: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Деян. 2, 17). Слова «всякая плоть» и «всякий, кто призовет» указывают на причастность ко спасению всякого человека, а не только иудеев.

Во-вторых, в этом пророчестве говорится о последних временах: «Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2, 20-21). Одно дело молиться в мирное спокойное время, и совсем другое – во время гонений. В последние времена диавол будет усыплять бдительность христиан, связывать их множеством удобств, обманывать и подменять веру, а преданных Христу гнать и преследовать. Тогда обратиться и призвать Бога можно будет только всеми силами души, но оттого и ценно такое обращение. «Сыне, даждь Ми твое сердце», – взывает Бог (Притч. 23, 26). А мы, как правило, размениваем силу души на множество страстей и пристрастий.

В мирное время душа спит, не видя необходимости в молитве, и потому опытные монахи советуют помнить о смерти. Да и всяческие болезни и скорби Бог попускает для того, чтобы мы помнили о Нем. Когда же есть это старание быть с Богом, Он приходит и укрепляет слабеющую веру. Пример находим в сегодняшнем Евангелии. Воскресший Господь является апостолам Луке и Клеопе на пути в то самое время, когда их терзают сомнения. Вера в Воскресение борется со страхом, что Христос не восстал из мертвых.

Господь идет с ними неузнанный и просит рассказать о причине их печали. Не для того, чтобы узнать, но чтобы они для самих себя сформулировали причину своей скорби. И когда они рассказывают все факты и сомнения, все за и против, тогда Господь утверждает их веру из Писаний, отвечая на недоумения и исполняя их ум светом разумения, а сердца – теплотой благодати.

Когда же они пришли на место, и сердца апостолов разгорелись от слов истины, Господь делает вид, что собирается идти дальше, чтобы они просили Его остаться с ними. А потом открывается в преломлении хлеба и сразу исчезает. Тромб сомнений ушел из их сердец, и они не имели уже нужды в утешении, пламенея верой и любовью в молитве ко Господу. Вот к какому состоянию приложимы слова: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Ведь Матерь Божия Вратарница для того и явилась насельникам Иверского монастыря, чтобы утвердить их в вере и трезвении, восставить дух и молитву. Когда Она явилась на море, никто из монахов не мог приблизиться к Ней, никто не оказался достойным принять святыню, кроме святого старца Гавриила, ходившего по водам.

Так Пресвятая Богородица является на помощь Афону, всему монашеству и каждому христианину. И если Господь приходит в крайних случаях нужды и потом отходит, ожидая нашего самостоятельного подвига, то Матерь Божия всегда с нами, как чадолюбивая Мать и Заступница.

Будем просить Ее, чтобы Она, Одигитрия, указала путь к Своему Сыну, научила молитве, духовному трезвению и постоянному устремлению к «Краю Желаний», Воскресшему Христу, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.