Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Проповедь наместника

 

 

Воистину сегодня праздник духовного ликования, когда радость пасхальная сменяется радостью о вознесении и обожении человеческого естества. Господь пришел на землю, чтобы из плотских сделать нас духовными, чтобы ниспослать святой огонь любви на землю, что и исполняется в эти дни.

Даже самые верные последователи Христа – Апостолы – нередко сомневались в Его словах, не проникая в их духовную суть, так что Господь был вынужден обличать их в маловерии и огрубении сердца. И перед Своими земными страданиями Господь в Прощальной беседе утешает учеников: «Теперь иду к Пославшему Меня… и оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам» (Ин. 16. 5-7). Господь приводит им пример страдающей при родах женщины, которая после рождения ребенка совершенно забывает о скорби. «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

Действительно, так и случилось. Когда Господь по воскресении Своем стал являться ученикам, они поначалу сомневались и не верили. Но по мере того, как Господь многократно, одиннадцать раз, по числу верных Апостолов, являлся им в период времени от воскресения до вознесения, их сердца постепенно исполнялись неизреченной духовной радостью.

Но вот это благословенное время подошло к концу, и сегодня Господь снова собирается разлучиться со Своими последователями, чтобы взойти на небо к Богу Отцу. Казалось бы, они должны плакать и сокрушаться. Но в Евангелии сказано, что они «возвратились в Иерусалим с великою радостью». Почему же Апостолы радуются? Да потому, что они уже не плотские, а духовные, просвещены Духом и исполнены осязаемой веры в Воскресение Христово.

Радость сегодняшнего праздника заключается в том, что Христос возносится, отдаляется от Своих учеников, но при этом не разлучается с ними, а только изменяет образ Своего присутствия, оставаясь в еще более тесной связи со Своими последователями. «Я с вами во все дни до скончания века», – передает слова Господа евангелист Матфей (Мф. 28, 20). Возносясь на небо, Спаситель не перестает благословлять Своих учеников и апостолов, указывая на Свое постоянное с нами пребывание.

Христос должен вознестись, чтобы исполнить волю Отца, чтобы из благодетеля немногих, пусть даже самых верных, стать Солнцем Правды для всех. Он творил чудеса, говорил со властью, а в довершении всего воскрес из мертвых, так что имел великий авторитет у последовавших за Ним. Но Он хотел, чтобы они шли за Ним не как за Авторитетом, а как за Истиной. А для этого надо было прекратить земное общение и перейти к более совершенному, духовному, общению в Духе Истины.

Завершая земное общение и вознося эталон Истины на высоту для всеобщего обозрения, Господь не только избранным, но каждому взыскующему спасения подает благодать, радость и спасение вечное. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос прокладывает для верующих дотоле закрытый путь на Небо, приготовляет им место в вечных обителях и ходатайствует о них, сидя одесную Отца. Но самое главное – Он возносит наше естество на Небо, соединяет его с Богом, обожает, помещая человека в самый центр Святой Троицы.

Поэтому Вознесение – это не разлука, а еще более тесное, духовное соединение со Христом. Но даже если бы это была разлука, она не пребудет вечно. Ангелы обещают, что Христос вернется так же, как сейчас возносится, чтобы положить конец всякой разлуке и скорби. Тогда временное расставание уступит место полному и преискреннему общению с Богом в любви, и Царствию Его уже не будет конца.

Как сказал свт. Афанасий Великий, «Бог стал человеком, чтобы человек смог стать Богом». Поистине, Христос воплотился, чтобы мы обожились, сошел на землю, чтобы мы взошли на небо и наследовали все достояние Отца. Вот в чем суть праздника и связанная с ним великая радость. Ведь если наш возлюбленный Спаситель водворился во Царствии Небесном, значит и мы там будем, по слову Его: «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).

Поэтому в эти оставшиеся десять дней до сошествия на Церковь Духа Святого и исполнения всех древних и новых обетований будем молить Господа, чтобы и наше сердце посетил Утешитель, чтобы и мы из плотских сделались духовными. Чтобы радость наша отныне заключалась не в пище и питии, не в мирских утехах, а в том, чтобы славить и благодарить Господа, вознесшего нас на небо и посадившего одесную Бога и Отца. Сия духовная радость воскресения, вознесения и пришествия Духа Святого да пребудет с нами всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.