Проповедь наместника на всенощном бдении накануне памяти свв. Царственных страстотерпцев

 

Радуйся, образ благочестивого царя миру явивый!

Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляем вас с престольным праздником нашей обители, который мы отмечаем сегодня в этом новом, возрожденном после пожара храме. Восстановленная церковь святых Царственных страстотерпцев – это еще одно свидетельство их небесной славы и нашей любви, которая не может быть умалена никакими дьявольскими кознями, почему посвященные святым кресты и храмы восстают из пепла в еще большем великолепии.

Мы сейчас слышали Евангелие, читаемое на память святых мучеников, где Господь говорит Своим ученикам: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». И мы узнаем в этом образе Царственных страстотерпцев, которые, действительно, были кроткими и мудрыми.

Некоторые осуждают Царя за мнимую слабохарактерность, нерешительность и мягкотелость. Мирскому, далекому от Бога человеку свойственно видеть в благородстве и великодушии слабость, в то время как христианская кротость – это явление твердой воли и величайшей силы. Кроткий человек – тот, кто владеет собой, кто держит под контролем все свои действия, слова и эмоции. Возобладавшему над самим собой не страшны никакие враги, потому что он добился самого сложного – укротил свой язык, подчинил духу все проявления своей природы.

И вот Царь наш являлся именно таким героем духа, который был очень вежлив, всех выслушивал по заповеди отца своего императора Александра III, но при этом имел сильную волю и четкое понимание должного. За годы его правления империя расцвела, народонаселение увеличилось в разы, очень многое было достигнуто во всех сферах государственной, экономической и церковной жизни. Но самым великим его достижением, которое возможно лишь при помощи благодати Божией, была духовная победа над собственной ветхостью и стяжание жертвенной, самоотверженной любви.

Святые Царственные страстотерпцы были также и мудрыми, ибо высшая мудрость человека заключается в том, чтобы верить в Бога и следовать Его святым заповедям. Это самое разумное, что может человек сотворить в этой жизни: отложить свои мудрования, свои амбициозные планы и следовать воле Божией, благой, угодной и совершенной (Ср. Рим. 12, 2).

Далее в Евангелии Господь, обращаясь к простым христианам, пророчествует, что их поведут к царям и правителям и будут истязать за имя Христово во свидетельство неверующим. Но что происходит со святыми Страстотерпцами? Не простых христиан ведут к царям и правителям, а правителей, людей высшего достоинства, отмеченных Божественным помазанием на царство, ведут к людям грубым и невежественным, потерявшим не только христианские, но подчас и человеческие ориентиры.

Это поразительно, особенно если учесть, что не было в истории, как мира, так и нашей страны, таких царей, столь самоотверженных и преданных идеалам Христовым. И парадокс заключается в том, что когда был явлен России такой, поистине, великий Царь, воплотивший в себе идеал христианского правителя, тогда и обрывается история православной монархии.

Русский народ воспринял учение Христово всей душой и всем сердцем. Евангельские идеалы стали центром, самой сутью души русского человека. Одна женщина рассказывала, как в советское время ей, еще девочке, подруга тайком, потому что это было запрещено, показала портрет царя Николая II. На ее вопрос: «Кто это», та со значительным видом ответила: «Он чисто русский».

Действительно, идеал для русского человека есть святость, а последний Царь был духовно красив и безупречен во многих отношениях. «Блаженны нищие духом, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, кроткие, изгнанные правды ради» – это все о нем. Даже одного взгляда на портрет императора Николая II достаточно, чтобы почувствовать его величие, значимость и силу, но в то же время великодушие, христианское милосердие, любящую заботу о царстве и каждом подданном.

Трагедия начала прошлого века была попущена Богом за отступление русского народа от своей веры. Тем не менее, идеал истинного христианина воплотился в нашей истории во святых и в личности последнего Царя. И потому мы верим, что Христовы свойства и качества и дальше будут распространяться среди русских людей, которые постепенно приходят к осознанию того, чт? они когда-то имели и потеряли, начиная различать, где черное и где белое, где добро и где зло.

Святой Царь наш при всем своем величии не имел столько власти во время земной жизни, сколько имеет теперь. Он был отделен от простого народа разными прослойками, имел много скрытых врагов, почему и сказал однажды о том, что его окружает предательство и обман. Но теперь он ближе к народу, к каждому из нас. Ныне у него, как это ни странно, больше власти и возможностей помогать всякому человеку достичь своего истинного предназначения, спасения души.

И поэтому мы все молимся святым Царственным страстотерпцам, отдавшим свои жизни ради блага нашего народа, об исполнении нами своей исторической миссии в этом мире, миссии духовного просвещения и распространения Христовой веры. И верим, что святой Царь-мученик, небесный главнокомандующий сил добра, окончательно рассеет всякое зло и приведет детей света к их Отцу, в Царствие Небесное. Аминь.