Проповедь наместника на всенощном бдении в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

 

 

 

Их нет здесь, они воскресли!

Проповедь на всенощном бдении в Неделю 4-ю по Пятидесятнице

Ваше высокопреосвященство, Ваше преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

В нынешний воскресный день Церковь чтит память святых бессребреников Косьмы и Дамиана Римских, которые были безмездными врачами и исцеляли страждущих не столько лекарствами, сколько молитвой, именем Христовым. При этом они говорили людям: «Мы не своей властью прогоняем болезни, но силой Божией, веруйте во Христа и будете здоровы».

Это было время гонений на христиан, а поскольку они не скрывали своих убеждений, нечестивый правитель подверг их мучениям, чтобы заставить отречься от Христа. Однако римские языческие власти не смогли сделать их мучениками, доставив лишь венцы исповедничества. Правитель внезапно был поражен жестоким недугом, взмолился святым и по их молитвам получил исцеление, после чего отпустил с миром.

Но, как говорится в житии, что не смогли сделать злоба язычников и жестокость римских воинов, то сделала зависть. Мучениками святые стали, когда их учитель во врачебном искусстве, завидуя популярности своих прежних любимых учеников, повел в лес якобы для сбора целебных трав и там вероломно убил.

Поистине, страшна и противоестественна страсть зависти! Она сродни ненависти и противоположна любви. Не по зависти ли фарисеи и саддукеи убили Господа нашего Иисуса Христа, безумно желая завладеть Его наследством? Не по зависти ли наши российские злые виноградари, водимые силами из-за рубежа, убили Царя-мученика и его семью, чтобы, избавившись от власти Помазанника Божия, а чрез это и Самого Бога, жить по своей воле?

Интуитивно чувствуя чудовищность своего злодеяния и боясь возмездия, преступники пытались уничтожить в этом лесу тела святых Царственных страстотерпцев. И хотя страшные дела здесь совершались, там, где ныне возносится молитва к Богу, где звучат пасхальные песнопения, нет страха и ужаса, но господствуют мир и радость Христовой победы.

Самое страшное преступление, убийство Бога Любви, было совершено там, где Голгофа и Гроб Господень, но мы знаем, какие это изобильные источники благодати для всего мира. Так и это благодатное место благоухает, сияет святостью, привлекая тысячи паломников.

И, перефразируя слышанное сейчас воскресное утреннее Евангелие о том, как мироносицы пришли на Гроб, можно сказать, что мы приходим сюда, на место истязания тел святых Царственных мучеников, чтобы помазать их миром своей любви и молитвы. И видим, что отвален уже камень, камень забвения, клеветы и поношения, но не находим здесь их святых тел. Однако и душа наша, и сами эти деревья, и храмы вопиют: «Что вы ищете живых между мертвыми? Они воскресли!» Исполнилось то, чему надлежало быть по благому Промыслу Божию. Ведь Царь-мученик знал о том, что его ждут страдания, но сознательно избрал путь жертвенного служения даже до смерти, как и все с ним убиенные. А в видении, бывшем Кронштадтскому чудотворцу перед смертью в 1908 г., Царь-мученик Николай, затоптанный зверями революции, сказал: «Могилы моей не ищите».

Поистине, Царственные страстотерпцы живы, они пребывают на небе и в то же время с нами, хотя как тогда апостолы не поверили мироносицам, так и ныне много сомневающихся, заблуждающихся и маловерных. Нам говорят, чтобы мы каялись в каких-то клятвопреступлениях, в грехах наших отцов, повинных в убийстве Помазанника Божия. Но мы знаем, что святые живы, что, подобно Христу, они принесли себя в жертву именно ради прощения народа. Конечно, мы должны каяться в своих личных грехах, а те, кто далек от Бога, должны к Нему обратиться, потому что без Бога человек, по свойству греховной природы, беззащитен перед злом и может дополнить меру греха своих отцов.

Но не должно нам чрезмерно увлекаться земным, всякими экспертизами, версиями убийства и гипотезами сокрытия. Если мы будем строить только земные гробницы, то мы рискуем уподобиться тем, кого обличает Господь: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23, 29-31).

Не наши это отцы, кто вершил такие дела! Нашими отцами после Бога являются апостолы, мученики, преподобные и праведные, а также все поколения благочестивых предков, верных Христу и Царю-Помазаннику. Святые страстотерпцы живы и даны нам Богом, чтобы мы молились им о помощи и учились у них жертвенной любви. Этого ждет от нас Господь, а все тайное рано или поздно станет явным.

Мы же, возвышаясь над материальным и самими законами этого временного мира, верим, что смерти нет и что под началом святого Царя нашего мы вместе со всеми святыми составляем единую Церковь, воинствующую на земле и торжествующую на Небе. Глава же Церкви – Господь, победивший смерть и дарующий верующим в Него воскресение и жизнь вечную. Аминь. Христос Воскресе!