Торжество русского духа. Проповедь наместника

 

Празднование всех Русских святых – особое торжество, прославление наших небесных покровителей и всех угодников Божиих, просиявших в пределах Русской Церкви. Это не только день Ангела тех из нас, кто носит имя русских святых, но и торжество всего русского мира, отмеченного Богом столь великими духовными дарованиями.

После грехопадения и изгнания первых людей из рая Бог дал человечеству возможность свободно искать Себя, не подсказывая, куда нужно двигаться. Одна лишь совесть была руководителем человека, так что народы пришли к разному пониманию относительно Бога. Прошедшая через разные стадии языческого культа греческая цивилизация наиболее близко подошла к истине, устами неоплатоников признав, что Бог един, а душа бессмертна и призвана духовно Ему уподобиться.

В то же время Создатель на протяжении многих веков опекал отдельный кочевой народ, чтобы подготовить его для принятия Откровения свыше, подсказки для всех людей, кто такой Бог и что Он ждет от человека. Этот народ стал опорой нового Откровения миру во Христе, но выдохся на стадии закона. Зато на его корнях привились просвещенные Христом языческие народы.

Вслед за греками евангельскую проповедь ревностно всем сердцем приняли русские, язычество которых, в отличие от греческого, было примитивным. Однако само это искреннее принятие учения Христова нашим народом говорит о его правильном нравственном устроении, о том, что в своем искании Бога он очень близко подошел к пониманию истины и уже тогда был «недалече от Царствия Божия». И мы знаем, как ревностно устремились русские люди ко Христу, создав русский мир православия – Святую Русь, где идеалами были не земное благополучие, не тленное богатство, но богатство добродетели, сила и свобода духа.

Что есть святость, чего ждет Господь от человека? В Евангелии нынешнего праздника Христос ублажает нищих духом, милостивых, чистых сердцем, тех, кто жаждет и алчет правды, т.е. оправдания в Боге. Поистине, блажен человек, постигший эту мудрость, потому что, поднимаясь над лабиринтом земного мудрования, он духовно воспаряет на крыльях духовной свободы. Оставляя земное и освобождаясь от суетных попечений, он уподобляется Богу в добродетели и наследует Его блаженство и полноту жизни.

Но далее Господь добавляет, что блаженны те, кто будет гоним за правду, кого будут поносить и злословить за Христа. Действительно, когда человек положит правильные, достойные ориентиры – стать духовным, приблизиться к Богу – его перестают понимать люди, живущие плотью. Они смеются над тем, кто обновился духом и стал чуждым их устроению, гонят и убивают праведников.

И вот русский этнос, сформировавшийся под влиянием этих идеалов, стал народом Божиим, носителем православной веры, принял великую ответственность и особое благословение идти тернистым путем Христовым. Неудивительно, что люди мира не понимают русских и не могут оценить их достоинства. Отмечая умение воевать, смекалку, многообразие талантов и способностей, почитая выдающихся изобретателей, писателей и культурных деятелей, они не понимают, что основное наше богатство и гордость – сонмы святых. Мир существует ради святых, и именно в явлении святых заключается призвание и оправдание Русского мира.

Действительно, нелегко быть православным, этот путь требует великого сердца и большого мужества, потому что превосходит человеческие возможности. Ветхий человек не может наследовать Царствие Небесное, для этого нужно обновиться. И потому не всякий человек или народ вмещает христианские идеалы во всей их полноте. Нужно иметь такую мудрость, такое самоотречение, чтобы отвергнуться себя, своих ветхих инстинктов и устремиться за Христом, отцепиться от земли и подняться на небо. В русском человеке есть это Богоискательство, значимость идеи. Даже на генетическом уровне, благодаря нашим предкам, мы стремимся к правде, нам это не безразлично.

Русский человек, попадая заграницу, мучается из-за несоответствия его менталитета идеалам Запада. Он не может радоваться только сытости и достатку, а если это его полностью удовлетворяет, он не русский по духу, а космополит, человек мира. «Како воспою песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136, 4). Действительно, это искание истины, оглядка на Бога, на идеал всегда присутствуют в русском человеке.

Взойти на небо не просто, и потому тем более мы нуждаемся в помощи святых, тех, кто прошел уже этим путем, освятился и получил от Бога силу и способность помогать другим. Странно, что есть люди, называющие себя христианами, которые не почитают святых. Это обличает их излишнюю самонадеянность, с одной стороны, и неопытность в духовной жизни – с другой. Всякий знает, что один в поле не воин. Если стоит задача, превышающая силы человека, он нуждается в помощи других.

Да и как можно при жизни любить человека, помогать ему, а когда умрет, вычеркнуть его из своего сердца? Это совершенно неестественно и нелогично, ведь для Бога нет мертвых, у Него все живы. Любовь вечна, и поэтому наша задача, научившись любить на земле, перейти в иную жизнь, чтобы продолжить это бесконечное совершенствование в обществе праведных, подобных Христу людей.

В этом мире трудно найти друга, близкого по духу человека. И тот, кто обрел друга, любит и ценит его, хотя бы он находился за тридевять земель или даже умер, любовь к нему все равно греет сердце. Мать всегда помнит о своих детях, где бы они ни находились. Так же и мы всегда находимся в союзе любви со святыми, потому что нас с ними очень многое объединяет в этом безумном мире, живущем неразумно.

Мы же имеем стольких помощников и покровителей, столько сияющих на небе звезд, которые не только своим примером указывают нам путь в ночи жизни, но реально помогают той силой, которую приобрели во Христе. Перефразируя слова апостола Павла, можно сказать, что недостанет нам времени повествовать о всех русских мучениках, благоверных князьях, преподобных и праведных, которые верою побеждали царства – державу лукавого, творили правду, прогоняли полки чужих, т.е. очищали себя от страстей и пороков. Другие страдали, были гонимы и мучимы за свою веру, третьи скитались по пустыням, горам и пещерам, угождая одному Богу. Но они все, достойные награды Царствия Небесного, еще не получили в полноте то, что уготовал Господь любящим Его. Они ожидают того благословенного часа, когда и мы к ним присоединимся, и тогда после Второго пришествия Христова все святые, восполнившие треть отпавших ангелов, воссияют, как солнце в Царствии Отца их.

Будем молиться нашим небесным покровителям и заступникам, чтобы они утвердили нас в верности Богу, в правом духовном устроении и помогли достигнуть Царства Небесного. И если мы пребудем по духу русскими, для которых всегда на первом месте воля Божия и заповеди Христовы, то непременно вольемся в это торжествующее небесное воинство вслед за нашим царем-мучеником Николаем и всеми Новомучениками и исповедниками Русской Церкви и вместе со всеми русскими святыми будем славить Бога, в Троице поклоняемого, во веки веков. Аминь.