Преображение Господне. Проповедь наместника

 

Сей светлый праздник Преображения Господня возводит нас на высоты богословия, к фактически недостижимому на земле идеалу обожения, напоминает о призвании человека тесно соединиться с Богом, стать богом по благодати. Живой пример такого обоженного состояния – Господь наш Иисус Христос, явивший на горе Фавор Свою славу. Тогда Его человеческие черты были озарены славой Божества, все сияло светом благодати, которая есть нетленная энергия Самого Бога.

В этой благодати оказались и святые люди, как пророки Моисей и Илия, так и апостолы Христовы. Хотя ученики Господа пока еще не готовы войти в Царствие Небесное и потому испытывают страх и смятение, но при этом чувствуют великую радость и райское блаженство, в котором душа желает пребывать вечно, никогда не отлучаясь от сладкого общения с Богом.

Мы знаем также примеры многих святых, познавших эту тайну Царствия Небесного, которое находится внутри нас, в сердце, и может приоткрыться уже в этой жизни. Например, прп. Серафим Саровский в беседе с Николаем Мотовиловым показал ему эту красоту и сладость Царствия Небесного, когда они оба среди зимы, среди снега оказались в этом теплом дыхании Духа Святого. Лицо Преподобного нестерпимо сияло, как сказано: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их» (Мф. 13, 43), а в сердце Николая вместе с благоговейным трепетом царили мир, тишина и необыкновенная сладость, причем он ощущал еще приятное тепло и неземное благоухание.

Но, к сожалению, мы не часто видим в своей жизни этот нетварный благодатный свет, о котором говорят афонские подвижники, что он есть Сам Бог. Однако у нас есть вера, и потому мы знаем, что эта благодать непременно присутствует в каждом из нас со времени Святого Крещения и на протяжении всей нашей жизни. И хотя сам человек не видит ее в себе, но настоящие христиане воспринимаются другими как люди светлые, исполненные возвышенного содержания.

И что такое Евангелие Христово, Слово Божие, как не свет?! И молитва – это свет, и вся вера наша пронизана светом, благодаря которому мы можем духовно ориентироваться в этой жизни, утверждаясь на догматах нашей веры и укрепляясь благодатью Господа. И этот невидимый для нас, незаметный свет, непременно присутствующий во всех наших христианских делах, когда-то станет явным, ощутимым, самой великой нашей радостью.

Мы вчера слышали в паремиях о том, как Господь являлся пророкам Моисею и Илии. Моисей, беседовавший с Богом, как с другом, сам прямо просил Его показать ему Свое лицо, Господь согласился, но так и не показал. Он поместил его в расселине скалы и прошел мимо, так что признаки Его присутствия были ощутимы, но Самого Бога Моисей не увидел. Однако Господь обещал ему показать Себя, и это обещание сбылось сегодня на горе Фавор.

И пророку Илии также являлся Бог, но показал ему только «задняя Своя», потому что не может человек увидеть Бога и не умереть. Но на Фаворе и пророк Илия через 900 лет после смерти узрел славу Господню, увидел Бога воочию в лице Его Единородного Сына. Ведь благодаря неизреченной милости Божией после Воплощения Второй Ипостаси Святой Троицы мы все можем видеть Бога, созерцая Его в этой жизни, как через мутное стекло, а в будущей – лицом к лицу, как Он есть.

Итак, Преображение присутствует в нашей жизни, а если это происходит не в должной мере, то это пища для нашего покаяния и смирения. Для того, чтобы в нас было больше Божественного света, мы должны убрать, удалить из своего сердца все затемняющие его грехи и страсти. Бог рассеет греховную пелену, закрывающую наше умное око, мешающую ему быть простым и чистым, если мы не будем никого осуждать. А для этого надо всех людей воспринимать по вере, как детей Божиих и сонаследников Небесного Царствия.

Иногда, когда нас обижают, поступают с нами несправедливо, нужно не верить даже своим глазам и истолковывать все происходящее так, чтобы всех оправдывать и никого не осуждать, во всех проблемах виня лишь самого себя. Тогда не будет у нас врагов, мы будем ходить светом своей веры, веры в то, что каждый человек любим Господом, что он наш брат, созданный по образу Божиему.

Когда очистится внутреннее чаши, тогда будет чисто и внешнее. Если наше духовное око упростится, то просветится все внутреннее содержание, и свет уже не сможет удерживаться внутри, он будет распространяться и на окружающих. Вот это и есть истинное преображение, которое начинается изнутри, из сердца, и потом переходит на всю душу и даже на тело человека, как это мы видим у святых.

Поэтому в этот замечательный праздник нетварного света будем просить у Господа, чтобы Он умудрил нас, чтобы помог и научил пребывать в этом свете благодати, носить его в себе, приумножать и возгревать. Он для христиан, как вода для рыбы, как воздух для живого существа, без него не может жить человек, созданный Богом для блаженной вечности. Будем ходить светом веры и постепенно, может быть не видя своих успехов, уже здесь становиться гражданами Небесного Иерусалима, для которых Господь «все во всем» (1 Кор. 15, 28) – и свет, и радость, и пища, и одежда. Аминь.