Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Проповедь наместника в день памяти прп. Серафима Саровского

 

 

Вот Христос в окружении учеников стоит среди народной стихии и учит людей тайнам духовного бытия. Он – Само совершенство, Сама милость, Сама любовь. Господь на всех источает Свой свет и тепло, прогоняет бесов, исцеляет и восстанавливает всякого человека. Каждый желает прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходит благодатная исцеляющая сила.

Но Христос, это Солнце Правды, в лучах Которого мы все греемся, желает, чтобы христиане не просто пассивно получали, но и сами в себе имели жизнь, причем жизнь с избытком. Чтобы в сердце каждого забил источник благодати, согревающей, освящающей и свободно изливающейся вовне, в окружающий мир. А это возможно только через уподобление Христу Богу и через общение с Ним как Источником жизни. Поэтому Господь проповедует, учит приходящих к Нему мудрости, наставляя их на путь спасения.

Он называет блаженными нищих духом, плачущих о своем несовершенстве, алчущих и жаждущих оправдания пред Богом, потому что они положили добрую цель и вседушно стремятся к ней. И непременно достигнут, ибо всякий просящий получает и ищущий находит. Этим Он противопоставляет христиан людям мира, у которых другие цели. Мир стремится к богатству, сытости, веселью, но постепенно духовно расточается, погрязает в грехах и в конце концов приходит к разбитому корыту. Господь говорит, что нужно ограничить себя, подчинить необходимости следовать некоему пути, чтобы обрести духовную свободу.

И наш любимый Серафим, Саровский чудотворец, к которому мы прибегаем как к скорому помощнику, как к отцу родному, прошел этим нелегким путем духовного восхождения к совершенству, положил многие труды и подвиги, чтобы приблизиться к Богу. Он тоже стал маленьким солнышком, потому что уподобился Спасителю нашему Иисусу Христу в смирении, кротости и любви. Теперь он сам уже изливает на требующих свои милости и щедроты, и по кончине не переставая творить чудеса и помогать людям.

Но, любя и жалея нас, святой Серафим, подобно Христу, желает, чтобы мы не просто были потребителями его благодатной помощи, но и сами стремились уподобиться Богу и получить от Него источник благодати в своем сердце. Поэтому он учит нас полагать правильную цель в своей жизни – спасение души. И иметь для этого ревностную решимость подъять на себя благое и легкое бремя Господне, бремя соблюдения Христовых заповедей.

Господь Иисус Христос освободил нас от исполнения ветхозаветного закона с его множеством предписаний и страхом наказания. Он называет нас уже не рабами, а сынами, потому что открыл нам все тайны жизни вечной, и мы видим Его замысел, понимаем, для чего трудимся и к чему стремимся. Но невозможно жить совсем без закона, у нас есть новый закон, закон Христов, тоже требующий подвига. И вот это благое иго и легкое бремя Христово есть подчинение себя, своей воли духовному пути, следование за Господом к духовной свободе. Ибо, как говорит сегодня Апостол, «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24), чтобы скинуть с себя бремя греха и иго служения плоти.

Что есть закон Христов и как можно его исполнить? Это закон любви, милосердия, закон духовной свободы. И исполняет этот закон тот, кто научился любви к Богу и ближнему, кто стал цельным в своем предстоянии Творцу и полагает душу за друзей своих. Как сказано, «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Понести бремена ближних своих, потерпеть другого человека непросто, но еще сложнее потерпеть самого себя, достойно пронести свой крест. Тот, кто может совладать с собой, усмирить плоть и не поддаться греху, тот сильный муж, и никакие внешние враги и трудности его не одолеют.

Пример такого сильного мужа, понесшего бремена тысяч и тысяч христиан, являет нам преподобный Серафим. Помогая во всем еже ко спасению, он учит нас обретению в своем сердце мира Христова, для чего надо иметь добрую совесть и никого не осуждать даже в помыслах. Да и самая главная цель жизни христианина, по слову его, заключается в стяжании Духа Святого, в том, чтобы ревностно посредством купли духовной через делание добродетелей приобретать себе благодать. Если соберем в своем сердце мир и благодать, они исцелят его раздробленность, освободят от уз греха, и тогда мы сможем всецело отдать себя Христу, чтобы Он исполнил нас жизни вечной и всякого блага.

Преподобне отче Серафиме, помоги нам всегда иметь перед своими умными очами истинную цель, наше Небесное Отечество, самоотверженно и без колебаний идти за Господом, неся свою ношу ответственности за себя и ближних, чтобы обрести мир сердца и обещанные вечные блага. И мы верим, что молитвами преподобного Серафима и всех святых Господь не лишит Своей милости всех стремящихся к этой, поистине, достойной цели и не посрамит нашего упования. Аминь.