Никто не благ, как только один Бог. Проповедь наместника в Неделю 34-ю по Пятидесятнице

 

И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 18-27).

Сегодня Святая Церковь совершает отдание праздника Богоявления, тайны Рождества и Крещения Господа, Его прихода в мир и установления Нового Завета. Суть этих великих событий состоит в том, что Бог приходит в мир и в сердце каждого ради спасения нас от греха и смерти. Но если мы говорим, что Он спас весь род человеческий, это не значит, что все люди автоматически спасены и пребывают с того момента в Царствии Небесном. Христос принес человеку спасение и жизнь вечную потенциально, как возможность, при условии его желания и произволения. Да, отныне с нами Бог, а сами мы с Ним ли? Парадоксально, но часто бывает так, что Господь пребывает с человеком, хранит и благословляет его, а тот живет своей жизнью и удаляется от своего Творца, Благодетеля и Спасителя.

Так как же нам спастись? Подобный вопрос задал сегодня в Евангелии некий юноша Спасителю, говоря: «Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Это доброе устремление, но Господь сразу видит ошибочность его подхода в самом обращении. Юноша видит во Христе не Бога, а лишь выдающегося наставника, но при этом называет Его благим, приписывая смертному человеку свойственное одному Богу. Он и о себе думает, что может научиться благости у учителя, такого же, как он, человека. Поэтому Господь и поправляет его: «Никто не благ, как только один Бог». «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нет спасения» (Пс. 145, 3), уповайте на Бога, «ибо суетно спасение человеческо» (Пс. 59, 13).

Ошибка юноши в том, что он надеется на дела, делает упор на действии: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную, куда направить таланты и инвестировать средства?». Он рассчитывает на свое богатство, на свои способности и усердие, намеревается сам стать благим, как и учитель, и тогда Бог наградит его спасением. На его настойчивый вопрос: что же делать? Спаситель отвечает: «Твори заповеди. Все написано: не греши против ближнего и нравственности, чти отца и мать и спасешься». Юноша не уступает: «Я все это исполняю с юных лет, скажи мне какой-то особый рецепт, некое тайное знание, особое делание, чтобы наследовать спасение».

Тогда Господь говорит: «Хорошо, раз ты хочешь сделать что-то великое, превышающее меру обычных людей, подскажу, чего тебе не хватает. Вот, раздай нищим то, что имеешь, и следуй за Мной. Разреши путы собственности, связывающие твой дух, скинь с себя тяжелое бремя мирских забот и возьми Мое бремя благое и легкое, труд стремления к совершенству. А ради этого пути откажись от всего, что мешает быть с Богом, от упования на богатство, от уз родства, от своих привычек и даже от себя самого, т.е. постарайся исполнять в этой жизни волю Божию, а не свою, и тогда наследуешь жизнь вечную.

Подлинная мудрость в понимании, что не сам человек спасается, но благим становится только в соприкосновении с благостью Божией, становясь богом по благодати, т.е. по дару, и таким образом обретая спасение. Спастись же своими силами, богатством, талантами, даже добрыми делами, по слову Господа, невозможно, как невозможно верблюду пройти сквозь игольное ушко. Нельзя работать двум господам, нельзя идти за двумя людьми, идущими в разных направлениях. Впрочем, когда Апостолы удивляются, кто же тогда спасется? Господь говорит: «Невозможное человекам возможно Богу».

Действительно, с Богом мы творим чудеса. И об этом свидетельствует житие святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, память которой мы сегодня совершаем. Когда в двенадцатилетнем возрасте она с родителями пришла в Иерусалим из Каппадокии, отец ее ушел на отшельничество в пустыню, мать была оставлена диаконисой в Иерусалиме, а девочку отдали в послушание некой старице при Гробе Господнем, где она подвизалась в посте и молитвах.

От старицы она услышала о том, что нешвенный Хитон Господень, выкупленный неким раввином, находится в Грузии, еще не просвещенной светом Христовой истины. Девушка возгорелась желанием проповедовать язычникам Евангелие и обрести эту великую святыню, о чем горячо молилась Божией Матери. И вот Пречистая является ей во сне, дает крест и говорит: «Этот крест будет тебе защитой и ограждением. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него: Я же буду тебе Покровительницею». Проснувшись с крестом в руке, св. Нина исполняется решимостью, берет благословение у патриарха и отправляется в путь.

Какое надо иметь мужество, чтобы отправиться на чужбину, в далекую языческую страну, где тогда господствовал зороастризм. Немощная девица, а статус женщины был совсем другой в те времена, устремляется на поприще Христовой проповеди подобно Апостолам, которые почти все закончили свою жизнь мученически. Когда-то Самой Матери Божией выпал жребий идти проповедовать в Иверию, но Промысл Божий направил Ее на Афон, и теперь Пресвятая Богородица направляет вместо Себя св. деву Нину.

По дороге спутницы св. Нины: царица Рипсимия и ее наставница Гаиания с тридцатью пятью монахинями были замучены за Христа армянским правителем Тиридатом, а саму ее Господь сохранил во спасение многих.  И вот св. Нина одна обращает ко Христу целую страну. Не своей, конечно, силой, что невозможно, но всесильной десницей Божией.

Она проповедовала слово Благовестия, а Господь был с ней. И тогда, когда она сокрушила идолов молитвой, так что в самый день новолетия и главного языческого праздника поднялась буря и сбросила идолы с горы. И когда она исцеляла больных, среди которых была сама царица Нана, и когда ее супруг царь Мириам хотел мучить ее, но внезапно ослеп и по молитве к истинному Богу получил исцеление. Тогда он обратился к вере и крестил весь народ при помощиприбывшего из Византии духовенства. А святая Нина обретает хитон Господень, пользуется всеобщим почитанием, но не успокаивается на этом, а идет в горные селения проповедовать веру Христову язычникам.

Тридцать пять лет подвизалась св. Нина в апостольском служении, после чего мирно отошла ко Господу уже в полностью христианской стране. Мы видим, что человеку невозможно совершить такие дела, но когда Господь с нами, многое достижимо.

В Евангелии на память св. Нины мы слышим притчу о десяти девах. Все они внешне были благочестивыми, устремленными к одной цели – встретить своего Небесного Жениха, однако только пять мудрых вошли в брачный Чертог. В отличие от юродивых, они имели елей, т.е. благодать Божию, который покупается на добрые дела. Этот елей свидетельствует о том, что не только с нами Бог, но и мы с Богом.

Итак будем молиться Всеблагому Богу и Его святым, чтобы была в нас не только форма благочестия, но и сила его (См. 2 Тим. 3, 5), чтобы елей Божественной благодати укреплял и умудрял нас во спасение наше и наших ближних. Аминь.