Проповедь наместника на 10-е воскресное Евангелие

 

 

Дорогие братья и сестры, мы все в ожидании светлого праздника Рождества Христова постом и молитвой готовим себя к принятию Христа Спасителя, рождающегося на земле, чтобы согреть, освятить и преобразить наши сердца. Давайте в этом духе, в свете пришествия Бога в мир рассмотрим воскресное евангельское чтение на утрени, которое мы сейчас слышали.

Апостолы отправились ловить рыбу и трудились всю ночь в темноте, в этой непостоянной морской стихии, но ничего не поймали. Они символизируют многовековой труд человечества, который почти не приносит плода жизни. Конечно, хлеб люди более или менее всегда имели, но ведь «не хлебом единым жив человек» (Мф. 4, 4). Мы знаем, что созданы для общения с Богом, и если не наполнены благодатью, то ощущаем некую внутреннюю пустоту. Тщетно мир пытается заполнить ее без Христа.

И вот наступает рассвет, и Апостолы видят на берегу, на твердом основании, Спасителя, но не узнают Его. Так и погруженное во тьму язычества человечество, истосковавшееся по этой внутренней полноте, когда наступает исполнение времен, видит духовный рассвет. Еврейскому народу уже было дано Ветхозаветное Откровение, так что Праотцы предвкушали пришествие Спасителя. Языческие народы устали от многобожия, и в философии появляется уже понятие единого Бога, некоего неведомого еще Избавителя, к Которому устремлялись лучшие умы.

Христос приходит и рассеивает тьму тогда, когда мир уже изнемогал от беззаконий. Спаситель, увидев это бедственное состояние людей, Сам спрашивает: «Дети, нет ли у вас какой еды?». А в ответ слышит: «Нет. Всю ночь мы трудились и ничего не поймали». Таким образом, человечество в лице Апостолов расписывается в своей беспомощности, в том, что не может оно своими силами добыть этот хлеб насущный, т.е. Царствие Небесное, благодать Божию.

Тогда Господь указывает им на правую сторону: вот там ловите. До этого они всю ночь ловили и справа, и слева, и впереди себя, но дело не в месте, а в том, куда указывает Господь. Впереди себя – это человеческие усилия, слева – лукавое начало, а справа – правда Божия. В Ветхом Завете это правда была показана в десяти заповедях, а в Новом Завете Христос уточняет ее девятью заповедями блаженства. Они показывают, каким должен быть ищущий Царствия Небесного: нищим духом, жаждущим правды, милостивым и пр.

И вот закидывают они сети на правую сторону, и столько рыбы попадается, что невозможно поднять пойманное на корабль. Сколько люди трудились безрезультатно, но как только послушались Спасителя Христа, сразу же получили великий улов, такую благодать, которую трудно и удержать. Ибо истинны слова Спасителя: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5).

Узнав Христа по плодам, возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит Петру, что это Господь. Тогда самый ревностный ученик препоясывается повязкой, потому что был наг, а перед Богом надо стоять облеченным в ризу добродетели, оставляет улов и друзей и бросается в воду. Он устремляется к Спасителю, как и раньше ходил по волнам, невзирая на волны и ветер, чтобы прийти ко Христу. Это образ монашества, когда все оставляется в стремлении достичь совершенства.

Но помимо Марий, ищущих единого на потребу, есть еще и Марфы, трудящиеся в служении ближнему. Господь не требует от всех быть монахами, все забыть и только стремиться ко Христу. Остальные Апостолы плывут на корабле к берегу и тащат за собой богатый улов, т.е. добрые дела и ближних, которые увлекаются их доброй жизнью и тоже приходят ко Спасителю.

Таким образом, это стремление к свету, к твердой почве под ногами, желание достичь спасительной гавани – Христа, – заложенные в этой яркой евангельской сцене, являются содержанием нашей жизни на земле, как монахов, так и мирян.

Но Евангельский отрывок на этом не заканчивается. Когда апостол Петр вышел на берег, он увидел, что там уже разложен огонь, на котором лежат рыба и хлеб, готовая трапеза. Господь просит принести пойманных рыб, и Петр вытаскивает сети на берег, указывая на то, что и монашество не бесплодно в проповеди, приводя ко спасению многих.

Огонь, рыба и хлеб – это образ Небесной Вечери, благодатная пища иной природы, как и тело Христово по воскресении. Хлеб и рыба – это трапеза в Царствии Небесном, приготовленная на том огне, который Господь пришел привлечь на землю, на огне любви и благодати Божией.

Итак, чтобы вкусить этой райской трапезы, нужно увидеть свою нужду в Спасителе, взыскать Христа умом и сердцем, понять, что никакие человеческие усилия без Бога не помогут обрести благодать, этот хлеб вечной жизни. Идти ко Христу, не спуская с Него глаз, по воде или на корабле, неважно, у каждого – свой путь, и тогда Господь, пришедший в этот мир по великой любви, придет и в нашу душу, чтобы сотворить в ней обитель, и пир, и Царство Небесное. Аминь.

5 января 2019 г.