Проповедь

Проповедь наместника. Апостолы Петр и Павел

  • ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
  • Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день святых апостолов Петра и Павла. Два таких разных апостола соединились в нашем сознании как два равнозначных столпа Церкви. Но почему именно они? Апостол Петр был апостолом среди евреев; Павел пронес Евангелие Христово среди язычников. Они представляют собой как бы проповедь среди всех людей того времени и обращение всех ко Христу: израильского народа, в котором родился Христос, и которому были издревле переданы все обетования о Мессии, и всего остального мира.

Вспомним об апостоле Петре. Почему именно его Церковь ставит нам в пример сегодня? Почему не апостола Андрея Первозванного или Иоанна Богослова? Апостол Петр был братом Андрея Первозванного и с самого начала следовал за Христом, был свидетелем всех евангельских событий. Он первым назвал Иисуса Христом и первым выразил свою веру в Него как в Мессию. «На сем камне», на этой вере апостола Петра, Христос и обещал основать Свою Церковь, которую и «врата ада не одолеют». Но Евангельская история показывает нам историю и Петра-человека, имеющего обычные человеческие слабости: на Тайной Вечере, когда Христос говорил, что Его все вскоре по страху оставят, Петр вызвался: Нет! Если и все Тебя оставят - я Тебя не оставлю... А в реальности? Позже, когда взяли Христа, когда повлекли Его на суд, Петр последовал издали и вошел во двор архиерейского дома, где судили его Учителя, его Господа. И когда к нему подошли с вопросом: Не ты ли был с Ним в саду? - он трижды клятвой отрекся: Не знаю я этого человека - Он мне чужд, Он мне никто...

Апостол Павел один из величайших проповедников Евангелия, который всю свою жизнь отдал на проповедь. При этом он не ходил с Христом, не знал Его при Его земной жизни. И с чего началась его проповедь? Савл был свидетелем мученической кончины перводиакона Стефана, Савл шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы там преследовать христиан. И на пути в Дамаск он встретился лицом к лицу с воскресшим Христом, поклонился Ему, и стал верующим христианином, Павлом, и никогда не мог забыть двух полюсов этой своей веры: Креста и Воскресения. Креста, на котором был распят Спаситель, и Воскресения, которое его включило в сонм Христовых свидетелей.

Вот с чего началось. И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь - т.е. Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь - но Ты знаешь, что я Тебя люблю... И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, т.е. до мученической смерти.

Итак, два апостола, Петр и Павел, олицетворяют для нас всю полноту евангельской проповеди: как из уст того, кто слышал Самого Христа, был свидетелем его бесед с народом, чудес, так и того, кто, как и мы, стал христианином уже после всех событий учения, страстей и воскресения Спасителя. Но в обоих, по человечески слабых, Господь вкладывает такие силы, когда они решают служить Его слову, что они становятся способными донести благую евангельскую весть до тысяч и тысяч людей. Именно поэтому, хотя и пострадали они в разное время и, возможно даже, в разных местах, Церковь объединила их память, соединив их в нашем сознании.

Кроме того, к празднованию памяти святых апостолов нас готовит многодневный пост. Церковь устанавливает посты перед праздниками, имеющими решающее значение для нашего спасения. И такое значение имеет и пришествие в мир Спасителя, и Его Воскресение, и распространение евангельской вести, евангельского учения. И этот пост не просто напоминает нам, как постились апостолы перед тем, как разойтись по миру на проповедь, но он нужен и нам как продолжателем этой апостольской проповеди. Пусть мы не как апостол Петр были свидетелями земной жизни Христа, пусть нам не так ярко лицом к лицу явился Христос, как Павлу, но так или иначе в нашей жизни тоже была встреча с Богом, которая изменила нашу жизнь, благодаря которой мы сегодня стоим в этом храме. Но выйдя из него в мир, мы тоже можем проповедовать Христа хотя бы своей жизнью. Вспомним св. Иоанна Златоуста, как он говорил, что если бы все в Церкви были христианами, то на свете не осталось бы язычников. Это замечание для всех нас. Один святой однажды сказал: «Почему в первые века христианство распространялось так быстро, а сейчас нет?». Он ответил: «В первые века христианство проповедовали христиане».

Вот и наша задача и результат этого поста должен быть – стать христианином чуть больше, чем мы им были до него, чтобы глядя на нас и другие захотели быть христианами. Нам кажется, что это сложно, но вот чему мы можем научиться от Христовых учеников, от апостолов Петра и Павла: сила Божия в немощи совершается. Это говорит Спаситель Павлу, и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается - только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. Аминь.



11.07.2020