Проповедь

Проповедь наместника. Спасение утопающего Петра

  • ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
  • Неделя 9-я. Спасение утопающего Петра

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Удивительный образ и пример того, что есть вера. Господь так возжелал, чтобы созданный Им мир венцом всего имел человека и чтобы человек в природе своей отображал Его Божественные свойства. Одним из этих свойств и качеств является свобода. Бог абсолютно свободен, и Он этот дар свободы вложил в человеческую природу, причем настолько последовательно, что человек свободен даже в отношениях с Богом. Человек может вступать с Богом в связь или не вступать; он может признавать Его существование или не признавать. Бог вложил в нашу природу эту возможность выбора.

Но для того чтобы люди сохраняли способность быть в общении с Ним, с Творцом, с Отцом Небесным, Он дал людям особенную силу, опять вложив ее в человеческую природу. Эта сила именуется верой. Мы имеем связь с Богом, мы замыкаем эту таинственную связь, эту цепь отношений с Ним только одним способом, и никаким другим это сделать невозможно — ни силой образования, ни технологиями, ни властью, ни деньгами. Это можно сделать только силой веры.

А почему Господь именно через веру, а не через знания, не через власть, не через технологии, не через человеческое могущество возжелал, чтобы люди с Ним соединялись? Именно потому что вера — это то, что невидимо, что скрыто в глубине человеческого сознания и человеческого сердца и зависит только от человека, а не от каких-либо внешних обстоятельств. Вера это не власть, которая может повелевать, не богатство, которое может направляться и на добро, и на зло. Вера — это концентрация внутренних духовных сил человека. И в ответ на эту концентрацию духовных сил человека Бог устанавливает связь человека с Собой.

Каким замечательным примером является для нас эта история с Петром. Ведь Петр верил и исповедовал перед другими учениками свою веру в то, что Христос – Сын Божий. А раз так, то Он может изменить силу человеческого закона, физических законов этого мира. И вот Петр смело переступил через борт этой лодки, когда сильные ветры дули и высокие волны вздымались, и пошел навстречу Спасителю. И ведь дошел бы до Него, но в какой-то момент эта внутренняя концентрация духовной силы растаяла под влиянием страха, окружающих обстоятельств, разрушилась связь с Богом и Петр остался наедине со стихией мира и стал тонуть.

То, что произошло с апостолом Петром, происходит с каждым из нас, потому что в какой-то момент жизни, концентрируя все силы на одном, в молитве обращаясь к Богу, мы достигаем просимого. И какой радостью отражается в наших сердцах этот Божественный ответ на нашу молитву! У нас вырастают крылья, мы становимся сильными. А потом погружаемся в гущу повседневных событий с их радостями, скорбями, с их конфликтами, недоразумениями, суетой. Мы омрачаем свою душу, мы пачкаем свою душу грязью греха — уж какая там связь с Богом… Самое лучшее — перекрестимся с поспешностью утром, побежим на работу, а целый день Бога и не вспоминаем. Вечером кто помолится, а кто не помолится, кто-то в воскресение придет в храм, а кто-то не придет.

И вдруг в какой-то момент нас посещает несчастье, и мы начинаем молиться и удивляемся: Бог не слышит, не помогает. Почему? Да по той же причине, по которой перестал помогать апостолу Петру: нет этого мощного духовного посыла от нас к Богу, и Бог не воспринимает наши молитвы. Он не воспринимает нашего обращения к Нему, когда это обращение на 100-м или 1000-м месте в нашей ежедневной повестке дня, когда у нас другие приоритеты, когда у нас другие цели, направленные исключительно на мирские дела, временное благополучие: а, так, между прочим, вроде как и должен помочь, ведь в храм пришел, свечку поставил, какой-то рубль положил, так в ответ давай, помогай. Так не бывает — именно потому что Бог сделал нас свободными, и Он уважает наш выбор. Если для нас Бог на 100-м месте, мы не достучимся до Него, мы никогда не сможем пройти по водам, напрасны наши молитвы. Дар веры — это величайший дар. Как замечательно сказал Иоанн Златоуст, «там, где вера, там и сила, а где неверие, там немощь».

Чтобы Бог помогал, чтобы Он слышал нашу молитву, мы должны концентрировать свои духовные силы, мы должны не забывать Бога. Мы должны знать Его слово, открывать Евангелие, читать его, мы должны иметь навык молитвы, мы должны посещать храмы Божии. И вот тогда наша человеческая немощь, которая замешана на безверии, на маловерии, на безразличии, на суете, на человеческих заботах, начнет возмещаться силой Божией.

Ведь где находится Бог? Нам сложно это представить, но Евангелие точно указывает – в самой сердцевине бури, в этой бушующей, угрожающей и уничтожающей всё стихии. Такова наша жизнь. И как апостол Петр пока он смотрел на Господа и шел к нему, он мог идти по воде, но как только он упустил из вида Бога, как только стал смотреть на окружающие его волны и испугался их – этот низший, животный страх в его сознании удалил от него Бога – как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности. Все Царство Божие внутри нас – и мы не чувствуем этого. И это – предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть. И наш путь к Богу возможен только через нашу веру. И нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: «Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!», – Он протянет нам руку и поможет нам. И Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега – т.е. стоило попросить у Бога помощи, как тут же Он перенес его в безопасную гавань, далеко от бури, хотя и в ней Он был рядом с Петром и позволял ему идти к Себе, так же как Он бывает с каждым из нас, как бы нас не пугали обстоятельства, пока мы видим Его – мы в безопасности. Аминь.


09.08.2020