Проповедь

Обрезание Господне

  • ПРАЗДНИКИ
  • Обрезание Господне

Любовь Божия к человеку – как понять, как постичь неизмеримые ее глубины и неимоверные ее высоты? Ради этой любви Сын Божий снизошел на землю и добровольно начал спускаться по своего рода лестнице уничижений. Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою (2Кор.8:9). Господь пришел, чтобы служить людям. Ради этих слабых и неверных созданий Всемогущий заключился в немощное тело, подверженное боли и страданиям. Чтобы пробудить совесть в неблагодарном роде человеческом, Всевышний терпел поругание и оплевание, побои и бичевания. Чтобы даровать нам жизнь, Спаситель обрек Себя позорной смерти, назначавшейся худшим злодеям. Наконец, и в смрадный ад спустился Искупитель, дабы вырвать праведников и каявшихся грешников из когтей диавола. Такова жертвенная любовь Божия, невместимая человеческим разумом.

Первым шагом величайшего Самопожертвования Господня явилось земное Его Рождество, вторым – Его обрезание. «В обрезании Господь явил большее смирение, нежели в Рождестве Своем; в Рождестве Он принял образ человека, а в обрезании – образ грешника», – говорит святитель Димитрий Ростовский. Обрезание, «язва, за грех уставленная», – это было напоминание людям о грехопадении, знак необходимости преодоления древней скверны страстей через непорочное хождение пред Богом (Быт.17:1). Но даже избранный народ оказался не способен на такое преодоление, и вот – «язву за грех» принял на Себя Единый Безгрешный, Всенепорочный Сын Божий.

Принятием обрезания начиналось Господне страдание за род человеческий. Именно в этот день Сын Божий нарекся земным именем Иисус, что значит Спаситель (ибо в обрезании в Израильском народе нарекалось имя младенцу)

Так что праздник Обрезания Господня есть праздник именин Господа Иисуса.

Что значила капля крови, пролитая Богомладенцем при обрезании, по сравнению с кровью от удара копья, излившейся из ребра Распятого Богочеловека? Спаситель пришел в мир, чтобы принести в Искупительную Жертву ради спасения людей всю Кровь Свою и все Тело Свое. Но на пути к этому Божественному подвигу Сын Человеческий не пренебрег и малым подвигом, предписывавшимся Ветхим Заветом.

Как пишет митрополит Вениамин (Федченков): «Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (а обрезание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону… Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

В чем же состояло различие между Ветхим и Новым Заветами, ибо и тот и другой были Откровением одного и Того же Бога, а не различных Богов, как полагали еретики-гностики и манихеи?

В Ветхом Завете уже содержались величайшие заповеди любви к Богу и ближнему, но хотя заповедь о любви к Богу стояла логичным образом на первом месте, преобладающим мотивом в ветхозаветном богопочитании оставался страх пред Богом-Ревнителем и пред Его наказаниями за неверность Ему и обращение к идолослужению и ложным богам, а заповедь о любви к ближнему (Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя(Лев.19:18) как бы «терялась» среди многочисленных обрядовых установлений – о субботе, об обрезании, о скинии, о храме, о жертвах и тому подобном.

Моисеево законодательство ставило человека в жесткие рамки, обязывавшие хотя бы к внешнему благочестию и благопристойности. Точно так же государственные законы ограничивают преступность в обществе – человек может в душе оставаться злым, но страх перед карой закона порою удерживает его от греха на деле: воровства, насилия, убийства и тому подобного. В идеальном обществе чистых сердцем и внутренне нравственных людей, где зло стало бы само по себе омерзительно людям, отпала бы необходимость в уголовном кодексе. Ветхий Завет имел для израильского народа огромное воспитательное значение он оберегал израильтян от нравственной разнузданности, в какой погрязал языческий мир.

Итак, ветхозаветный закон распространялся на внешнее поведение человека и практически не распространялся на сферу внутреннего человека – чувства, намерения, мысли и пожелания.

Святой апостол Павел говорит: Делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех (Рим.3:20). Сам этот закон не в силах быть исполненным во всей полноте, ибо показывает живущий в человеке грех, но не делает безгрешным и не дает сил для внутреннего очищения человеческой души. Это дает лишь благодать Христова. Ветхий Завет никогда не был совершенен, да и не почитался таковым древними праведниками и пророками, предрекавшими явление Спасителя мира, Который и сделает Завет совершенным. Ветхий Завет служил детоводителем ко Христу (Гал.3:24), и в этом было его высшее предназначение.

Новый Завет освобождал человека от рабствования плоти и указывал на подчиненное значение тех внешних проявлений, которые сопровождают живую веру. В сиянии Солнца Правды – Христа Спасителя должны были рассеяться ветхозаветные «тени», одухотворенность Нового Завета требовала отмены грубо-вещественной и «неудобоносимой» древней обрядности.

В числе первых подлежал отмене обряд плотского обрезания, уступавший место благодатному «обрезанию сердца» – Святому Крещению. Святитель Амфилохий Иконийский утверждает: «Иисус по Закону, им Самим установленному, обрезывается в восьмой день не для того, чтобы утвердить обрезание, но чтобы положить ему конец. Он обрезывается, чтобы показать недействительность обрезания плотского при обрезании духовном и совершеннейшем и открыть важность и силу нового и спасительного таинства Крещения». Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал.5:2), – сказано в Новом Завете. Необходимость упразднения «обрезания по плоти» стала очевидна уже в первые годы апостольского благовествования. Не случайно на Иерусалимском Соборе против этого обряда восстал именно святой апостол Иаков, благочестие которого и в ветхозаветном смысле было столь безупречно, что даже не принявшие Христа иудеи почитали его за праведность.

Отменив рабство ветхозаветному закону Новый Завет утвердил на его место Благовестие свободы. Стойте в свободе, которую даровал вам Христос (Гал.5:1), – призывает святой апостол Павел. Свобода – великий дар, который ценят даже животные и насекомые. Трудно, например, представить себе бабочку, которая стремилась бы вновь превратиться в гусеницу, отказалась бы от вольного полета, чтобы ползать по земле. Однако среди людей нашлось множество «безумных мотыльков», променявших на древнюю приземленность те крылья духа, которые дарует Божественный Спаситель. И причина в том, что свободно следовать Новому Завету для падшего человека кажется гораздо труднее, чем покоряться ветхозаветному ярму.

Ослабляя бремя вещественности, превращая обряд в подспорье на пути совершенствования, учение Божественного Спасителя одновременно предъявляет строжайшие требования к состоянию души человека. Фарисей кичился «праведностью», потому что не крал, не прелюбодействовал, жертвовал деньги на храм; Новый Завет, проницая до глубины сердца, уличал его в зависти, сладострастии, тщеславии. Законник гордился исполнением обрядов, а Евангелие говорило, что его мысли – это мысли преступника и безбожника. Книжник превозносился знанием Торы – Спаситель видел, что знания его мертвы, поскольку, вопреки Завету, он не любит ни Бога, ни ближних.

Христос говорит: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7:13–14). Что же это за тесные врата, как не отвержение своей внутренней греховности? Господь призывал очистить сердца от дурных страстей и злых помыслов, отречься от привязанности к мирским благам ради Божественной любви, и этот духовный подвиг оказался не под силу «ветхим людям». Им требовалось обновление в Духе Святом через принятие Христа как Спасители и Искупителя рода человеческого. Но далеко не все захотели этого по своей испорченности и потому отвергли предлагаемую помощь свыше.

И вот, Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, не переставая быть Сыном Божиим, – Законодатель обоих Заветов, пришедший исполнить всякую правду(Мф.3:15) и, с одной стороны, показать, что Он не разрушитель Им же Самим установленного Закона и потому подчиняется ему, а с другой стороны, чтобы тем самым и отменить этот Закон, дав место лучшему Закону – Закону свободы и благодати, приверженцами которого и являемся мы с вами – назвавшиеся Христовыми учениками в Его Святой Церкви. И тем самым Христос еще и указывает на полноту и истинность принятой Им на себя человеческой плоти, в чем некоторые вышеупомянутые еретики сомневались. По словам того же митрополита Вениамина (Федченкова), что если другие праздники Христовы указывают на Его Божество (Богоявление, Преображение, Воскресение, Вознесение), то «нынешний день есть день Его по человечеству».

Итак, дорогие о Господе братья и сестры! Почитая сей праздник Господский, поклонимся Господу нашему Иисусу Христу, почтим Его Самоумаление ради нашего возвышения, почтим послушание Закону Установителя Закона, почтим отмену Закона Законодателем и замену его Законом Новым – Христовым, Заветом свободы и любви, а замену обрезания плоти обрезанием духовным – Святым Крещением во имя Святой Троицы, Которой и подобает всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.

https://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvunadesyatye-i-velikie-prazdniki-mitropolit-vladimir-ikim.shtm...
14.01.2020