Проповедь
"Святыми не рождаются...". Проповедь наместника на память прмц. вел. кн. Елисаветы
-
ДНИ ПАМЯТИ СВЯТЫХ
-
Прмц. вел. кн. Елисавета Федоровна
Святыми не рождаются. Святым человека делает жизнь: его окружение, воспитание, впитанные книги, услышанные слова, совершенные поступки, принятые решения. Что послужило предпосылкой к тому, чтоб воспитанную в роскошных домах Европы принцессу Гессен-Дармштадтскую Елизавету еще при жизни называли ангелом?
На самом деле, не в такой уж роскоши росла маленькая Элла — одна из семерых детей английской принцессы Алисы и немецкого великого герцога Людвига IV. При дворе было принято воспитывать детей в строгости. “Принцессы ничуть не лучше и не выше всех остальных людей”, — эту мысль внушали им с детства.
С юности Элла была пленена образом католической святой ХIII века, Елизаветы Венгерской. Она так же, как принцесса Гессен-Дармштадтская, происходила из королевского рода, и в 14 лет была выдана замуж. Все свободное время помогала нуждающимся, раздавала свое имущество для этой цели, и кроме того взяла на себя особое попечение о прокаженных.
После гибели мужа в шестом крестовом походе Елизавета Венгерская целиком и полностью посвятила свою жизнь делам милосердия и принесла монашеские обеты, вместе с несколькими служанками. Последние годы она работала в построенной ею больнице для бедных.
Пример любимой святой оказал сильное влияние на Елизавету Федоровну, хотя, конечно, она не могла знать, что во многом повторит ее судьбу…
Идея Марфо-Мариинской обители милосердия — главного детища великой княгини — тоже возникла не на пустом месте. Элла видела, как ее мать занимается судьбами обездоленных, больных людей.
По субботам принцесса Алиса водила дочерей в больницы и приюты, воспитывая в них сострадание; именно она организовала Женский комитет Красного креста; а когда Пруссия и Австрия вступили в войну — распорядилась отдать под госпиталь свой дом. Милосердие – это слово и этот образ жизни будущая преподобномученица впитала с младых ногтей.
Иностранки, которые выходили замуж за наследников престола, по обычаю должны были принять православие. Но для невест других членов царской фамилии это было необязательно.
Елизавета была протестанткой. Препятствием к браку с великим князем Сергеем Александровичем — сыном российского императора Александра II – ее вероисповедание не было.
Это был брак по любви. В мае 1884 года Сергей Александрович прислал за своей невестой поезд, украшенный белыми цветами. Их союз был тем, что сейчас называют “белым браком” — Сергей и Елизавета жили как брат и сестра. Воспитывали племянников, Марию и Дмитрия, как родных, после ранней смерти их матери.
«Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином», — так в самом начале 1891 года писала великая княгиня Елизавета Федоровна своему отцу, прося его благословить ее решение оставить протестантизм ради православия.
Она боялась… Знала, что этот шаг очень сильно огорчит набожного отца, ее немецких и английских родных, принадлежащих к протестантской традиции. Своего благословения Людвиг IV так и не прислал, такой болью для него стало решение дочери.
Но решение было принято. 25 апреля 1891 года над великой княгиней Елизаветой Федоровной было совершено Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но теперь ее святой покровительницей стала праведная Елизавета, мать святого Иоанна Предтечи.
Кто знает, какой была бы Елизавета Федоровна, не прими она православия, как сложилась бы ее судьба здесь, в России. Линия ее жизни плавно подводила княгиню к главным событиям ее биографии – трагической смерти мужа, постригу и мученичеству.
4 февраля 1905 года был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович. Он погиб так же, как и его отец, император Александр II — его разорвало взрывом бомбы, брошенной в карету террористом.
Желая воплотить Евангелие жизнью она решила идти в камеру к убийце, просить его подумать о душе, о покаянии. Она даже написала прошение императору о помиловании преступника и многим этот поступок показался безумием.
Бог судил ей дополнить личную святость делами, которым несть числа. После пострига Елизавета Федоровна воплотила свою мечту — сестричество милосердия, Марфо-Мариинскую обитель. Обитель и по сей день носит отпечаток светлой грусти.
Вся ее сущность была в том, чтобы отдавать себя — впитанная с молоком матери, с опытом жизни. Достаточно было видеть, о каких бытовых мелочах она заботится, устраивая больницу или гимназию. Это было делом жизни, работой, своего рода профессией, которой отдавались все силы, вся изобретательной и творческая энергия.
“Я должна быть сильной, чтобы их утешать, ободрять своим примером, у меня нет ни ума, ни таланта — ничего у меня нет, кроме любви к Христу. Преданность Ему мы можем выразить, утешая других людей — именно так мы отдадим Ему свою жизнь” — писала великая княгиня.
Елизавета заботилась о детях, чьи родители временно лишились заработка, создала гимназию для сирот убитых воинов, заботилась об обучении и трудоустройстве инвалидов войны, открыла санаторий для раненых. Трудно перечислить все. Она отдала себя другим. И до такой степени забыла о себе, что категорически отказалась покидать Россию, когда над всей страной и домом Романовых особенно нависла угроза не просто реальная, а неотвратимая. Было ясно, что ее ждет.
“Ни одна из невест гессенского дома не была счастлива в России” — говорила королева Виктория, сомневаясь, отдавать ли Эллу замуж за русского великого князя. Ее слова оказались пророческими, но лишь отчасти.
«Счастье, — писала своим воспитанникам, Марии и Дмитрию, преподобномученица Елизавета Федоровна Романова, — состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым. Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив». Давайте им мы с вами постараемся следовать этому евангельскому призыву, который призывает любить тех кто находится рядом с нами. Аминь.