вопросы-ответы
-
Погиб мой единственный сын. Никак не могу смириться с Божией волей Что делать, как вернуться к прежней жизни, когда сын еще был жив?
Здравствуйте, Мария!
Тяжело отвечать на такие вопросы. Не только из-за сложности подобрать слова, которые будут услышаны именно Вами, но и из-за того, что в таких случаях нужна личная встреча, не переписка, чтобы понимать, что и как говорить, надо видеть собеседника. Ведь из Вашего вопроса видно, что «стандартные» фразы и советы уже сказаны: он будет в раю, молитесь, смиритесь, успокойтесь… Но не так-то просто бывает это сделать. Поэтому, главный совет: прийти в храм и поговорить со священником на исповеди, хотя бы по тому, что естественная печаль уже переросла в уныние, а из уныния надо выходить как можно скорее. Не надо так же забывать, что есть не только духовная проблема уныния, но и душевная – депрессия. Иногда надо исключить последнее, а сделать это может только психолог. И не каждый священник обязательно является хорошим психологом, иногда лучше обратиться к профессионалам.А пока перечитайте беседу прп. Паисия Святогорца и хорошую статью в журнале «Фома», надеюсь, они помогут Вам сориентироваться и наметить путь к преодолению уныния:
— Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых?
— Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А других — тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог всё равно что говорит им: "Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть". А кого-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны.
Ссылка на статью «Что делать, если умер ребенок?»: https://foma.ru/chto-delat-esli-umer-rebenok.html
Наместник монастыря святых Царственных страстотерпцев игумен Мелитон (Зыбин)
-
Здраствуйте. Вопрос по поводу поминовения усопших на Великий Пост. Что это именно за поминовение, обычный сорокоуст? И за кого можно подать? Если человек был отпет, но при жизни в храм не ходил, то можно ли?
Здравствуйте, Эдуард!
Вероятно, Ваш вопрос требует уточнения разницы между сорокоустом и великопостными записками (поминовением на Великий пост). Сорокоуст – это поминовение на сорока Литургиях подряд, когда на проскомидии священник вынимает за каждое поданное имя частичку из просфоры, а в конце Литургии все эти частицы с молитвой опускаются в Чашу со Святыми Дарами. Однако, во время Великого Поста полные Литургии служатся только по субботам, воскресеньям, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, четверг и субботу Страстной седмицы. Тем не менее, для причащения на Литургиях Преждеосвященных Даров, которые служатся по средам и пятницам на протяжении всего Великого поста и ещё в некоторые дни (Севастийских мучеников, престольные праздники), на престоле в алтаре храма хранятся Святые Дары, освященные на предыдущей полной Литургии. Великопостные записки читаются священниками перед этими Святыми Дарами в будние дни Великого поста – с самого первого дня поста и до среды Страстной седмицы. Писать имена в таких великопостных записках о упокоении можно всех православных христиан, как и в обычных – за исключением самоубийц, некрещенных, еретиков (таковых же и не отпевают).
«…проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою…» прп. Макарий Оптинский.
Храни Вас Бог!
Наместник монастыря святых Царственных страстотерпцев игумен Мелитон (Зыбин)
-
Скажите, пожалуйста, как правильно поститься по средам и пятницам?
Добрый день! Уважаемая Людмила, пост по двум дням недели – в среду и в пятницу – одна из традиций Православной Церкви, соблюдаемая всеми верующими. Постные дни известны ещё со времён Ветхого Завета, но в христианстве они приобрели другое значение и стали связываться с воспоминанием страданий Христовых: его предания Иудой Искариотским и крестной смерти. Но если сейчас наши посты состоят в воздержании от того или иного вида пищи, то в древности, как в Ветхом Завете, так и в раннем христианстве, верующие полностью отказывались от пищи и нередко даже воды. Сначала этот пост был лишь рекомендацией, но со временем стал обязательным и в Апостольских правилах его несоблюдение предполагает даже наказание: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен».
Вопрос о том, как именно его соблюдать, необходимо решать с духовником. Лучше зная Вас, он даст Вам рекомендацию, подходящую именно Вам. Это касается и ограничений по пище, и особенностей по времени. Соблюдать пост по богослужебным часам удобнее, когда живешь богослужениями, посещаешь все службы суточного круга или вычитываешь их самостоятельно. Живя в миру, в семье, удобнее соблюдать эти посты по астрономическому времени. Но в любом случае, обсудите это с Вашим духовником.
Храни Вас Бог!
Благочинный монастыря святых Царственных страстотерпцев иеромонах Иоанн (Неврюев)
-
Как мне быть если я должна кормить моего ребёнка молочными продуктами, ведь мне приходится их пробовать, нарушаю ли я пост?Конечно, на детей «диетический» пост не распространяется, в разумных пределах. И вроде уже много раз говорили об этом вопросе, но всё равно год от года находятся люди, тщательно изучающие упаковки продуктов: а нет ли в хлебе следов яичного порошка или молока? В этой суетливой погоне за чистотой «уставного» питания забывается самая главная заповедь – любить ближнего и заботиться о нем. Так и в вашем случае, если вы пробуете приготовленную для ребенка еду, соблюдая свой пост в своей еде, конечно, это не является нарушением поста. Пробуйте, ведь от этого может зависеть если не жизнь, то, по крайней мере, здоровье вашего ребенка.
и.о. наместника монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Мелитон (Зыбин) -
Как правильно поститься в наступающем посту, если есть проблемы со здоровьем? Боюсь, что по Уставу я не смогу поститься, как быть?В эти дни начинается Великий пост – особое время для каждого верующего, когда они готовят себя к празднику Пасхи. И часто священникам приходится отвечать на вопросы что можно и что нельзя есть в эти дни. Но за размышлениями о пище иногда человек теряет смысл поста, который в первую очередь заключается во внимании к духовной жизни. Святые отцы предостерегали от исключительно «диетического» понимания поста. Например, святитель Василий Великий говорит: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Таким образом, пост есть только инструмент, позволяющий человеку научиться воздерживаться от тех греховных наклонностей, которые у него есть, и воздерживаясь, постепенно искоренить их.Надо избегать двух крайностей в отношении к посту: как исключительно заботой о диете, так и полным пренебрежением воздержания. С помощью духовника надо найти такую «золотую середину», когда пост не принесет обострения проблем со здоровьем и в то же время поможет собраться с силами для духовной жизни.Особенно опасно неоправданно повышать для себя планку поста. Например, часто миряне ориентируются на исключительно монашеские предписания о посте, в их обиходе появляются такие слова, как, например, «сухоястие», «поститься по уставу». А вот святитель Иоанн Златоуст пищу в пост ставил не на первое место: «Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего». Тогда критерием оценки правильности прохождения поста может стать наше отношение с ближними – проявляем ли мы к ним больше любви или раздражения? Ведь главное в пост не есть ближнего.Поэтому и в вашем случае, когда здоровье не позволяет поститься строго телесно, ограничивая пищу, особое внимание следует уделить посту духовному, то есть чтению Священного Писания, житий святых, молитвам, а наиболее всего – делам милосердия: помогать ближним, не раздражаться на них, накормить бездомных, посетить одиноких и т.д.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев) -
Как молиться за мужа, что бы мы смогли повенчаться (он не хочет).
Здравствуйте, Елена. Благодарю Вас за Ваш вопрос.
Начну отвечать с, возможно, известных вам истин. Венчание – это одно из Таинств нашей Церкви. Как и к любому Таинству, к нему надо приступать осознанно и с верой. Ни в коем случае нельзя относиться к венчанию как к красивому обряду или модному дополнению к регистрации брака. Позиция вашего мужа заслуживает уважения именно потому, что он серьёзно относится к этому Таинству и, вероятно, не считает свою веру достаточно крепкой, а себя – воцерковленным человеком. Действительно, какой смысл приступать к любому из Таинств человеку случайному в Церкви, неверующему? Что касается вас, то напоминаю вам слова апостола Павла из 1 Послания к Коринфянам: «неверующий муж освящается женою верующею». Так что даже в браке с неверующим супругом нет препятствий для созидания хорошей семьи. Поэтому и молиться следует не о венчании с мужем, а о его воцерковлении, тогда вопрос венчания решится сам собой – воцерковленный человек, конечно же, захочет, чтобы Церковь благословила его брак. Как именно молиться за мужа, какими словами, вам подскажет ваше сердце. Могу посоветовать молиться святым Царственным Страстотерпцам, ведь они создали прекрасную христианскую семью, а их отношения и их детей отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой преданностью.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)Как молиться за двоюродного брата который не верит в чудесную помощь Святых Царственных Страстотерпцев?Здравствуйте, Симеон . Благодарю Вас за Ваш вопрос.Молиться за своих близких можно по-разному. Вы наверняка молитесь и за других родственников, прося у Бога, Божией Матери и разных святых помощи им в их делах, здоровья телесного и духовного. Нам известны имена многих святых разных чинов святости. Это и древние пророки, мученики, преподобные, святители. Церковь учит нас прибегать к их помощи, ходатайству за нас перед Богом. В их числе наша Церковь прославляет, в лике святых страстотерпцев, и императора Николая II и его семью. Поэтому в Вашей ситуации можно задуматься и о том, а верит ли вообще Ваш двоюродный брат в нашу Церковь? «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», возвещают верующие за каждой Литургией. Получается, Церкви можно верить в её свидетельстве о помощи одних святых, и не верить – о других? Так что здесь вопрос, скорее всего, не в Царственных Страстотерпцах.
Что касается ваших молитв за него, ничего особенного посоветовать Вам не могу. Молитесь за него так же, как и за других родственников. Особенно Царственным Страстотерпцам. И когда придет время, они сами всё устроят.
Напоминаю так же, что в этом году наш монастырь празднует несколько юбилейных дат, среди которых 20-летие канонизации Царской семьи и 20-летие нашего монастыря. К этим праздничным датам планируется провести выставку писем о помощи по молитвам к Царственным Страстотерпцам. Возможно, знакомство с ней наведет Вас на мысли, как лучше поступить в Вашей ситуации. Все новости об этих событиях мы будем размещать и на нашем сайте.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)Как можно помолиться за усопших сродников, если они были крещённые, но в Бога не верили, дабы себе не навредить?Здравствуйте, Владимир Викторович. Благодарю Вас за Ваш вопрос.
Загробная участь отошедших в вечность чаще всего является тайной, ведомой лишь одному Богу. В Евангельском чтении, которое мы можем часто слышать на заупокойных Литургиях, Господь говорит о жизни вечной: «слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную». Таким образом, вера является необходимым условием для обретения вечной жизни.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, надо понять, что значит в Вашем вопросе «в Бога не верили»? Они прямо отрицали существование Бога, отрекались от Него? Или просто не ходили в храм и не были воцерковленными людьми?
В первом случае я бы даже не советовал Вам дерзать молиться за них более, чем молитвой прп. Льва Оптинского для некрещенных людей: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.»
Но на самом деле такие случаи очень редки. Обычный человек с «верой в душе» всё же открыто не отрекается от Бога. За таких можно и, тем более, если они Ваши родственники, нужно молиться. Для этого лучше всего читать псалтирь за усопших. Обычно во всех псалтирях в конце есть специальная молитва и подробно описано, как нужно её читать. Но перед тем, как начинать чтение псалтири, нужно взять благословение у духовника, который, лучше зная Вас и Вашу ситуацию, может и не благословить это. Так же надо не забывать и про самый безопасный способ помочь в таком случае - раздавать милостыню (лучше продуктами) или помогать кому либо нуждающемуся с просьбой к Богу вменить это в милостыню усопшим. И, наконец, заказывать в храмах и монастырях заупокойные сорокоусты.
и.о. благочинного монастыря святых Царственных страстотерпцев
иеромонах Иоанн (Неврюев)Задать вопрос