Top.Mail.Ru
История монастыря | Ганина Яма

Икона Святителя Николая Чудотворца

Array

WhatsApp Image 2020-03-31 at 12.01.13.jpeg

Удивительный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, небесного покровителя последнего российского Императора Николая II, пребывает в монастыре святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма с 2002 года.

По дошедшим до нашего времени свидетельствам, святительский образ был вынесен из Ипатьевского дома монахинями, приносившими провизию Августейшим узникам, накануне расстрела Царской семьи. В конце шестидесятых годов икона была передана молодому клирику Иоанно-Предтеченского храма Владимиру Ведерникову, на тот момент недавно рукоположенному в священнический сан. В то время Ивановская церковь была единственной действующей в Свердловске...

Священник Владимир рассказывал, что монахини передали ему икону на хранение «как самому молодому священнику храма» с наказом в дальнейшем отдать ее в уральский монастырь в честь Царской семьи. В конце 60-х годов ХХ века такой наказ казался неисполнимым.

Для иерея Владимира свидетельством Промысла Божиего стало то, что только он, из священнослужителей того времени, дожил до строительства Царского монастыря, куда смог передать для поклонения Царскую святыню. Рассказ об истории иконы он дополнил свидетельством о совершившемся чуде. Во время служения во Владимирской епархии священнику Владимиру Ведерникову был поставлен диагноз рак. По прогнозам врачей, с имеющейся стадией заболевания жить ему оставалось недолго. Но несмотря на тяжелейший недуг по молитве у иконы святителя Николая он получил исцеление. Однако во сне приснившаяся ему Богородица погрозила пальцем и напомнила, что он является не владельцем, а лишь хранителем святыни.

В 2002 г. хранитель иконы святителя Николая поспешил передать ее в строящуюся Царскую обитель.

По своему назначению этот образ Николая Чудотворца является дорожной (путевой) иконой. Небольшие размеры таких икон были любимы путешественниками. Поэтому, вероятно, и этот святительский образ особо почитаемого небесного покровителя был взят с собой Императором в ссылку.  Размеры самой иконы в высоту – 18 см, в ширину – 15 см.

Путевую икону отличал и выбор материала. Зачастую они были литыми или облачёнными в оклад из металла. Именно такой мы и видим икону святителя Николая.

Сейчас святительский образ пребывает в специально изготовленном для него монастырском резном дубовом киоте, и, по-прежнему, имеет оклад из бело-желтого металла, созданный в одно время с написанием лика. Мастерство исполнения оклада иконы однозначно указывает на конец XIX века.

Нимб святителя украшен растительным орнаментом в технике перегородчатой эмали. Техника явно отражает тенденции последней четверти XIX века – эпохи бурного расцвета золотого и серебряного дела в России, когда совершенствовались старые и появлялись новые технологии в работе с металлами, обогащалась палитра эмалей, менялись формы орнаментации. В это время древняя традиция украшения икон окладами с эмалевыми фрагментами и получила новый импульс. Мастера стали активно обращаться к искусству XVI–XVII веков, формируя так называемый русский стиль, находящийся в русле общеевропейского художественного направления историзма, связанного с возрождением национального искусства. Известно, что новые стилистические поиски оформления икон во второй половине XIX века с энтузиазмом поддерживал император Александр III, который сам рекомендовал ювелирам обратить внимание на образцы XVII века.

Так как за последнее время в монастыре появились новые свидетельства о чудотворениях по молитвам, обращенным к этому образу святителя Николая, то в обители решено создать специальную книгу записей. В нее можно будет внести личную информацию о помощи, полученной благодаря заступничеству Мир Ликийского Чудотворца перед его святым образом. Книга записей будет храниться у дежурного Свято-Никольского храма Царского монастыря.


Array
Array
Array