Жизнь монастыря

Помимо святынь в монастыре есть свои достопримечательности, любимые паломниками.

В 2008 г. из Киева был привезен в дар обители бюст Императора Николая II

Он был торжественно установлен в 2009 г. При установке стало очевидным, что в монастыре, где с любовью чтят память всей Царской семьи, должны быть памятники и остальным ее членам. В июле 2011 г. в монастыре появился монумент императрицы Александры Феодоровны, установленный на средства, собранные братией монастыря. Бронзовая скульптура святой Страстотерпицы Александры Феодоровны выполнена уральским скульптором Игорем Акимовым и изготовлена в литейной мастерской «Дубровин» (г. Екатеринбург).

Памятник императрице был установлен во время проведения фестиваля «Царские дни».

На открытии памятника Владыка Викентий сказал: «Царская семья всегда встречала нас в монастыре невидимым образом. Но мы не всегда это осознавали. Отныне их зримый облик, отлитый в бронзе, позволит нам постоянно помнить, что мы находимся под их защитой и покровительством».

16 ноября 2011 г. был установлен памятник «Царские дети», в день рождения великой княжны Ольги Николаевны Романовой.

На памятнике установлена табличка со словами из дневника священника, исповедавшего семью Императора перед гибелью: «Царские дети были удивительно нравственно чистыми. Дай Бог, чтобы все дети были так нравственно высоки, как дети Царя». Монумент, покрытый патиной, также отлит в мастерской «Дубровин». Его высота – 2,9 метра, вес – свыше 2 тонн. Иван Дубровин, руководитель мастерской, отлившей памятник, сказал на церемонии открытия: «Самое главное, что они – единое целое, они – семья, они неразрывно находятся вместе. Наша идея состояла в том, чтобы показать, что это были очень красивые и благородные люди». Монумент также создан на средства, собранные братией монастыря.

Все памятники связаны аллеей, ведущей в храм Царственных Страстотерпцев. Августейшая семья словно сопровождает паломников по всей обители. Император Николай II их встречает неподалеку от входа в монастырь, императрица Александра Феодоровна указывает путь к Царскому храму, а цесаревич Алексий и великие княжны зовут поклониться подвигу Царственных Страстотерпцев у шахты №7.

Также в общий архитектурный ансамбль гармонично вписаны: музей, колокольня, сухой колодец, беседка для отдыха паломников. Уже к началу строительства обители сам Екатеринбург настолько разросся, что практически приблизился к монастырю. От его окраины до ворот обители всего около 2-х километров. Поэтому с одной стороны, близость к крупному мегаполису обеспечивает паломникам и гостям транспортную доступность к монастырю, с другой – обитель остается в уединенном месте, что позволяет монашествующим заниматься тем, к чему они и призваны – к молитве о спасении человеческих душ. И монашеская молитва здесь никогда не угасает. Утренняя молитва начинается в 6.30 и продолжается братским молебном. Далее читается акафист святым покровителям обители – Царственным Страстотерпцам.

Каждый день в разных храмах служится по две Литургии. Все 24 часа в сутки, в нижнем приделе храма Серафима Саровского монахи, сменяя друг друга, читают Неусыпаемую Псалтирь. Главное дело монаха – это молитва, и братья стараются молиться за всех просящих. Таинство покаяния совершается ежедневно в Царском храме, а по праздничным дням может совершаться в нескольких храмах одновременно.

Насколько же возможно для паломников увидеть духовную жизнь монастыря? Есть та ее часть, которая открывается мирянам, и та, что сокрыта от них и не выходит из келий, с братского правила. Паломник может принять участие в монастырских богослужениях, пообщаться с духовником обители. Именно ради этого люди и приезжают в монастырь. В Царской обители духовник принимает паломников несколько раз в неделю. К нему можно прийти, чтобы просто поговорить о житейских проблемах.

Хорошо, когда человек приезжает в монастырь на несколько дней. Тем более, что с ноября 2013 г. у паломников появилась возможность круглосуточного размещения в Паломническом центре «Ганина яма», расположенном в 100 м от монастыря.  Человек, приехавший в монастырь не на один день, может вдумчиво помолиться, исповедаться, причаститься, принять деятельное участие в жизни обители.

В ночь с 16 на 17 июля после службы в Храме-на-Крови несколько десятков тысяч человек каждый год проходят от места убиения Царской семьи до места уничтожения останков Царственных Страстотерпцев 23-х километровым крестным ходом. Все это говорит о том, что любовь к Царской семье не оскудевает в народе. Еще в богоборческие времена люди десятилетиями тайно хранили у себя фотографии Государя, Царской семьи, совершали домашние молитвы об упокоении страдальцев.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего пребывания в монастыре на Ганиной яме 18 мая 2013 г. сказал: 
«Наверное, теми, кто убивал Царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны – ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного Государя Императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о Царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего Императора, началось поминовение Государя и его семьи, почитание страшного ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.
Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего 
Государя и его семьи. И возникает вопрос: а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения – кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу – оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, – временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление Царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!»

Особое внимание монастырю уделяет и священноархимандрит обители митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Владыка обстоятельно вникает как в духовные, так и хозяйственные нужды монастыря.

В одной из своих проповедей наместник Царской обители архимандрит Пимен сказал: «Я очень благодарен и всем насельникам, которые сейчас трудятся в обители, и Владыке – митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу. Они – для меня лучшие учителя жизни. Я приобретаю у них драгоценный монашеский опыт, и очень радуюсь тому, что Господь однажды нас свел».

Монастырская жизнь устроена
так, что кроме молитвы здесь
всегда требуется и труд.

Сейчас среди монашеских послушаний порой встречаются весьма интеллектуально емкие, но основная часть, как и в старые времена, предполагает физический труд ради спасения братии, а также ради пропитания ее и паломников и для обеспечения жизнедеятельности обители. Святые отцы сравнивали молитву и труд с двумя веслами ладьи духовного Спасения, которая при отсутствии любого из весел не поплывет, а будет лишь крутиться на одном месте. Труд в монастыре – также своего рода молитва, он посвящен Богу и любви к ближним. Монастырская работа всегда начинается молитвой, непрестанно ей освящается и оканчивается тоже ей. Поэтому и результаты труда порой намного плодотворней и радостней для людского глаза или вкуса, чем в миру.

В 2002 г. монастырю святых Царственных Страстотерпцев для организации подворья была передана земля угасшего подсобного хозяйства Среднеуральской ГРЭС. Тогда кроме деревянной сторожки и двух палаток посреди густого леса ничего не было. Первые трудники с Ганиной ямы прибыли сюда 18 мая 2002 г. Хозяйство разрасталось, и со временем оно было передано женскому  монастырю в честь Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». И вскоре в нем появились келейный корпус с мастерскими и школой для детей, многоэтажные добротные каменные постройки, странноприимный дом, молочный цех, создано свое обширное подсобное и садовое хозяйство. Таким образом, братия оказалась у истоков создания еще одного уральского монастыря.

И все же без своего хозяйственного двора наладить полноценную монастырскую жизнь было затруднительно. Поэтому при монастыре на Ганиной яме было решено завести подсобное хозяйство. Уход даже за малым стадом требует особых знаний и навыков, и они за несколько лет были приобретены. Забот много, но и экономия в хозяйстве немалая. В скоромные дни молочные продукты попадают на братскую и паломническую трапезу, а во время постов из молока делают длительно хранящиеся сыры.

Сейчас на скотном дворе кроме коров живет уже небольшое стадо коз, овцы. Есть и птичий двор, который часто пополняется – люди дарят монастырю кур, гусей. Работа по управлению всем этим хозяйством нелегка. Она начинается раньше остальных монастырских послушаний, а заканчивается намного позже.

В преддверии дня рождения обители в сентябре 2014 г. на территории монастыря был разбит яблоневый сад. Сортовые деревца были подарены Л.А. Котовым, кандидатом сельскохозяйственных наук, профессором, руководителем кафедры государственного Агроуниверситета. Все эти саженцы – представители сортов, выведенных этим известным на Урале ученым за последние 15 лет, и доказавших свою полную приспособленность к местным условиям и хорошую урожайность.

Сейчас на скотном дворе кроме коров живет уже небольшое стадо коз, овцы. Есть и птичий двор, который часто пополняется – люди дарят монастырю кур, гусей. Работа по управлению всем этим хозяйством нелегка. Она начинается раньше остальных монастырских послушаний, а заканчивается намного позже.

В преддверии дня рождения обители в сентябре 2014 г. на территории монастыря был разбит яблоневый сад. Сортовые деревца были подарены Л.А. Котовым, кандидатом сельскохозяйственных наук, профессором, руководителем кафедры государственного Агроуниверситета. Все эти саженцы – представители сортов, выведенных этим известным на Урале ученым за последние 15 лет, и доказавших свою полную приспособленность к местным условиям и хорошую урожайность.

Яблони для монастырского сада были выбраны не случайно. Именно эти деревья особо любили члены Августейшей семьи.

Император считал, что яблони «в высшей степени являются перворазрядным украшением сада». О этом в 1915 г. в книге «Декоративные кустарники и деревья для садов и парков» писал Э.Л. Вольф, главный садовник при Императорском Лесном Институте в Петрограде. Он также отмечал, что «для сада нет более прочного и богаче цветущего украшения нежели яблони». Сам плод этого прекрасного дерева имел для Царской семьи символическое значение. «Державным Яблоком» – до 16 в. назывался символ государственной власти – «Держава». Описание «Державы» упоминается при описании венчания на царство Михаила Романова.

Есть на монастырском дворе и своя теплица. В сезон она дает достаточное количество свежих помидоров и огурцов. А на зиму немногочисленная братия заготавливает разнообразные соленья. Так, на зиму были засолены огурцы, кабачки, патиссоны, помидоры. Созданы по разнообразным рецептам овощные салаты. За время существования монастыря здесь уже появились собственные рецепты.

К примеру, за квашеной капустой после службы постоянные прихожане обязательно заходят в трапезную, как, впрочем, и за квасом, который тоже делается по особому монастырскому рецепту. Послушание в квасной – одно из самых ответственных – паломники, привыкшие к особому вкусу монастырского кваса, за его качеством следят не менее требовательно, чем старший трапезный.

Монастырская пекарня готовит собственный хлеб и разнообразную выпечку: всевозможные пироги, маленькие пирожки с капустой и яблоками, морковью и изюмом, со сладкими начинками, постные пирожные и торты. Все готовится с молитвой, как для братской, так и для паломнической трапезы.

Часто на память об обители паломники увозят «Царскую воду» из освященной скважины, находящейся прямо под монастырской колокольней. Ее качество превосходно, эта вода является замечательным подарком для близких людей.

В монастыре паломников ждут с любовью, стараясь, каждый раз порадовать их чем-то новым. В мае 2014 г. появились  собственные ульи – десяток пчелиных семей. Пчелу издавна считают Божьей работницей, поэтому кому, как не этой маленькой труднице, поработать во Славу Божию. Лес, окружающий монастырь, полон трав, цветущих с ранней весны до поздней осени, а значит, и мед вкусен. Особенно пчелы ценят иван-чай, которого в округе – целые поляны, а этот цветок – настоящий медосборник.

Гостеприимство и хлебосольство обители известны далеко за ее пределами – это выражение Христова духа: отдать гостю, посланнику Божию, все самое лучшее, что у тебя есть, – и пищу, и труд твоих рук, а главное – искреннюю любовь и радость о Господе.

Кроме братии в монастыре трудятся и сотрудники-миряне. Первыми встречают в обители гостей и паломников экскурсоводы – монашествующие и миряне, историки и искусствоведы. Экскурсии рассказывают  и об истории России, о Царской семье и древнерусской архитектуре.

Более подробно об истории Царской семьи, монастыря, в том числе, и о его современной жизни, можно узнать не только во время экскурсии, но и в монастырском музее и на монастырском сайте: ganinayama.ru.
Но не только экскурсии создают впечатление о монастыре, но и пение птиц, и аромат цветов, и лицезрение пока еще маленького дуба, выросшего несколько лет назад от отростка дерева, посаженного Императором Николаем II в 1904 г. в Царском Селе в честь рождения сына.

Шаг за шагом обустраивается и преобразовывается внешний облик обители.

Царский монастырь находится в лесу, и порой его подстерегает большая беда. Огонь не раз уничтожал постройки. Поэтому в монастыре проведена большая работа по усилению пожаробезопасности.
Появились и новые строения: музей, игуменский дом, иконная лавка, беседка для паломников. Полностью обновлен административный корпус. Территория монастыря покрыта декоративным камнем. Создана трапезная для паломников. Сделаны ремонт и реконструкция пекарни. Во всем, что делается, есть огромная заслуга Андрея Анатольевича Козицына, генерального директора УГМК, других благодетелей, которые на протяжении многих лет помогали обители.

В монастыре благодарны всем: и Андрею Анатольевичу, и его ближайшим помощникам и сотрудникам. А также – всем тем добрым людям, которые вносят свой посильный вклад в обустройство и благоукрашение монастыря, в том числе, помогая своим трудом, на кухне, при уборке территории и т.п.

С какой бы целью ни приехал в монастырь на Ганиной яме человек: с желанием ли покаяния и молитвы, в поисках ли ответа на духовные вопросы или с желанием лучше  узнать историю и культуру своей Родины, здесь он имеет возможность найти желаемое. И ради его духовного утешения и Спасения в монастыре идет тихая, часто незаметная стороннему глазу внешняя жизнь и внутренняя бурная, неугасаемая борьба с врагом рода человеческого.