14 января - день памяти свт. Василия Великого

Семья, рождение и воспитание

Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блиставшие краcноречием. Широкому распространению христианства в Понте способствовал во 2-й пол. III в. ученик Оригена свт. Григорий Чудотворец, еп. Неокесарии, который был духовным наставником бабки Василия Великого со стороны отца Макрины Старшей. Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа в гонение имп. Максимина Дайи, достигшее особенной силы на Востоке в 311-313 гг. В III-IV вв. позиции христианства уже были сильны и в Каппадокии. В сер. III в. предшественником Василия Великого на Кесарийской кафедре был еп. Фирмилиан, состоявший в переписке со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским.


Родители Василия принадлежали к богатой земельной аристократии и владели обширными угодьями в 3 малоазийских областях: понтийских провинциях Еленопонте и Понте Полемониакском, а также в Каппадокии и М. Армении. Мать Василия прп. Емилия росла сиротой: ее отец претерпел мученическую смерть, возможно при имп. Лицинии (308-324). В юности она отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, во избежание возможного оскорбления вышла замуж за человека уважаемого и безупречного - Василия (Василия Старшего). По словам свт. Григория Богослова, их супружество не помешало им преуспеть в добродетели, выражавшейся в заботе о нищих, странноприимстве и милостыне, чистоте души и особенно в благочадии (εὐτεκνία), под которым свт. Григорий разумел многочисленность и разнообразие дарований детей. Судя по тому, что свт. Григорий Богослов называет Емилию «супругой иерея», Василий Старший незадолго до смерти, последовавшей между 341 и 345 гг., принял священнический сан. После смерти мужа Емилия под влиянием дочери Макрины избрала монашеский подвиг, обретя «любомудренный и невещественный образ жизни».

У родителей Василия Великого было 4 сына и 5 дочерей, иногда говорят о 10 детях. Первым ребенком была дочь Макрина (Макрина Младшая), родившаяся в 326 или 328 г., названная в честь бабки. C 12 лет избравшая безбрачную аскетическую жизнь, Макрина оказала значительное влияние на формирование своих братьев.

Вторым ребенком в семье был Василий. Третьим - Навкратий, родившийся ок. 330 г. Отличавшийся природной одаренностью, телесной красотой, силой, ловкостью, он после блистательного начала светской карьеры неожиданно в возрасте 22 лет удалился на берег р. Ирис (Ирида, совр. Ешильырмак) в Понте, где, «приняв образ жизни истинного мудреца», провел в уединении ок. 5 лет вплоть до своей внезапной смерти (357/8) на охоте или на рыбной ловле. После Навкратия родился Григорий, ставший впоследствии еп. Нисским.

О младших сестрах Василия Великого достоверных сведений не сохранилось. Ни одна из них не упоминается среди присутствовавших при погребении матери и старшей сестры Макрины. Предполагается, что младшие сестры были выданы замуж и что некоторые их дети впоследствии приняли монашество. Возможно, слушателями 22-й гомилии Василия «К юношам...» были его племянники, из чего заключают о семейном положении его сестер.

Последним ребенком в семье был Петр, родившийся незадолго до смерти отца. Не имея в отличие от старших братьев основательного образования, он с помощью сестры Макрины, «приохотившей его к священным наукам», получил хорошее религиозное воспитание. Между 371 и 375 гг. Василий рукоположил Петра во пресвитера, впоследствии он доверял ему ответственные поручения. В 380 г. Петр стал еп. Севастийским. Как свидетельствует свт. Григорий Нисский, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше Василия.

Полной ясности в отношении года рождения Василий нет. Даты от 329 до 331 г. устанавливаются относительно года рождения свт. Григория Богослова (329), который был несколько старше своего друга или его ровесником, а также в соответствии с последовательностью рождения братьев и сестер Василия.

Местом рождения Василия и старших детей семейства принято считать Кесарию Каппадокийскую, родину матери, где прошла почти вся дальнейшая жизнь Василия Великого. Каппадокийцем (Καππαδόκης ὢν) называет своего друга свт. Григорий Богослов. Его детство прошло в окрестностях Неокесарии; впосл. здесь он часто и подолгу жил, считая это место наиболее подходящим для уединения.

Сразу после рождения Василий был отдан кормилице в семью, получившую в качестве платы несколько рабов. Его молочный брат Дорофей, к которому Василий сохранил теплые чувства, впоследствии стал пресвитером. С самого раннего возраста Василий отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь. Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» (Ин 4. 50). Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии. От Макрины Старшей будущий святитель получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства».

Образование

Согласно античной образовательной традиции, Василий должен был с 7 лет посещать начальную школу. Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии, желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством Василий Великий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах. Однако вследствии ранней смерти (1-я пол. 40-х гг.) отец не успел оказать существенное влияние на образование сына. Ок. 346 г. Василий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук». Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом. При всем богатстве внешних впечатлений главными устремлениями Василия всегда оставались любомудрие (φιλοσοφία δὲ ἡ σπουδή), отрешение от мира (τὸ ῥαγῆναι κόσμου) и пребывание с Богом (μετὰ Θεοῦ γενέσθαι).

Для получения высшего образования Василий переехал в Константинополь, где провел 348-349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания . Об обучении Василия и Григория Богослова у Ливания в Антиохии свидетельствуют Сократ и Созомен. Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем».

Ок. 350 г. Василий перебрался в «обитель наук» - Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание свт. Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Cвт. Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. Однако сближение с Григорием обнаружило общий предмет желаний друзей - любомудрие (φιλοσοφία), под которым оба разумели целомудренную любовь по Богу (οἱ δὲ κατὰ Θεόν τε καὶ σώφρονες ἔρωτες).

В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха - в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего свт. Григорий выделяет успехи Василия в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу. Василий и Григорий были руководимы одним призванием - быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и др. языческих соблазнов только укрепило будущих святителей в вере. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к... священным храмам и к тамошним учителям, другая...- к наставникам во внешних науках», к к-рым Василий питал известную привязанность. Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и др. учителей. С некоторыми из соучеников по Афинам и К-полю Василий впосл. состоял в переписке. Среди них были Софроний, буд. важный сановник; софист Леонтий, к-рому Василий отправил трактат «Против Евномия» (единственный сохранившийся список); философ Максим и стратиг Терентий. Возможно, Василий Великий застал в Афинах буд. имп. Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 г. для получения образования и знакомства с языческими жрецами.

Возвращение на родину, крещение

Ок. 356 г., неск. ранее Григория, Василий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную». Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, еп. Севастии в М. Армении. С 40-х гг. IV в. Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в М. Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого. Ок. 350 г., когда Василий был в Афинах, его мать Емилия, сестра Макрина, а позже и младший брат Навкратий поселились в своем уединенном имении Анниса в Понте, на берегу р. Ирис, недалеко от ее слияния с р. Лик (совр. Келькит) в окрестностях маленького городка Ивора (совр. Эрбаа) с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 г. и окончательного разрыва в 375 г. после разоблачения неправосл. характера его богословия о Св. Духе. Позже В. В. скажет, что Евстафий изначально был приверженцем арианства, но ловко скрывал это, а впосл. стал вождем ереси пневматомахов, к-рых до́лжно отлучать от церковного общения.

По возвращении из Афин Василий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни. В др. письме Василий говорит, что, пробыв нек-рое время в пров. Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время. О послеафинском периоде свт. Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий и он «несколько уступили миру и общественной жизни», «Василия... удерживал Кесарийский город». Свт. Григорий Нисский отмечает, что по приезде В. В. из Афин родственники столкнулись с его чрезвычайным самомнением о превосходстве в науках и что в преодолении этого его состояния и избрании аскетичного образа жизни на путях служения Церкви особенно значимым оказалось влияние сестры Макрины. Возможно, свт. Григорий сознательно преувеличивает здесь роль сестры и не говорит о влиянии, какое имел на Василия Великого в этот период Евстафий Севастийский (Maraval. 1971. P. 52-53). Ни Григорий Богослов, ни Григорий Нисский в жизнеописаниях Василия Великого вообще не упоминают Евстафия, что может объясняться позднейшим признанием учения Севастийского епископа еретическим и разрывом с ним Василия.

К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Будущий святитель писал о себе, что почти всю юность потратил на суетное уразумение мудрости. Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, т. е. ок. 357 г.

Монашество


Василий Великий последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, а затем в Египет, но не нашел его. Проведя нек-рое время в Александрии, Василий Великий вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год (ок. 357/8). Различные рукописные версии письма святителя предоставляют возможность предполагать, что Василий Великий посетил нек-рые монашеские центры на севере Египта.

По возвращении из путешествия на родину Василий Великий отправился в родовое имение Анниса, где уже неск. лет подвизались Емилия и Макрина Младшая. Здесь Василий перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние 3 дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его брат Навкратий. В отличие от жилища матери и сестры, располагавшегося подле деревни, место уединения Василия Великого находилось в стороне от поселений и было труднодоступным. Он с большим поэтическим чувством описывает суровость своего убежища, спрятанного на краю долины у поросшей лесом горы, с одной стороны огражденной бурной горной рекой, с двух др.- глубокими оврагами. С горы открывался величественный вид на долину и бурную реку, богатую рыбой, в окрестностях обитали олени, горные козы, зайцы и проч. живность. Более всего Василий Великий ценил здесь тишину (τὴν ἡσυχίαν) и уединение. К подвижническим трудам друга вскоре присоединился Григорий Богослов, давший полушутливое описание трудностей и лишений, к-рые испытывает человек в этих местах. Однако он отмечал, что отшельничество в значительной мере способствует обретению добродетели, достижению духовной высоты. Друзья, давно мечтавшие об аскетической практике, сочетали здесь чтение Свящ. Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре к Василию стали стекаться последователи, из к-рых устроились общежительные общины. Возможно, Василия Великого и его мать посещал в этих местах Евстафий Севастийский.

Плодом отшельничества Василия Великого стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» и «Монашеских правил».

Церковное служение

Чтец. Василий Великий постепенно прошел все ступени церковной иерархии, начиная с обязанностей чтеца, в к-рого он был посвящен, вероятно, вскоре после крещения, ок. 358-360 гг. Еп. Кесарии Дианий взял с собой чтеца на церковный Собор в Константинополе, где вместе с рядом др. авторитетных епископов подписал определение веры проарианского характера, получившее название ариминской формулы. Позже, став епископом, Василий Великий писал, что сильно скорбел о Диании за эту подпись, поскольку с детства воспитывался в любви к нему, а повзрослев, нашел в нем добродетельного мужа,- и отклонял от себя обвинения в том, что предавал Диания анафеме. В К-поле могла произойти первая и, возможно, единственная встреча Василия Великого с арианским богословом Евномием (Giet. 1955). По возвращении из К-поля В. В. вскоре вернулся на нек-рое время в Аннису.

Пресвитер. Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 г. Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, рукоположил Василия Великого во пресвитера. Это совершилось помимо воли самого Василия Великого; так же как и Григорий Богослов, он предпочитал монашеское уединение. Незаурядные пастырские качества быстро проявились в Василии Великом: он обрел уважение и любовь не только жителей Кесарии, но и многих избравших подвиг монашества.

Еп. Евсевий являл собой высокий тип благочестия, однако его не миновала человеческая слабость: видимо, Евсевия задевало, что успехи Василия Великого затмевали его епископское положение. Свт. Григорий Богослов не пишет, какую именно обиду нанес Евсевий Василию, однако последний, не желая использовать свой авторитет, поскольку боялся нарушить церковное единство, предпочел удалиться в Аннису. Примирителем сторон выступил Григорий Богослов, призвавший Евсевия любовью уврачевать нанесенное оскорбление и принять Василия Великого.

Это примирение было особенно важно в тот момент, т. к. с приходом к власти императора-арианина Валента необычайно обострилась активность еретиков. Имп. Валент, руководствуясь, видимо, соображениями гос. целостности и необходимости устойчивых поступлений в казну, направился в июле 365 г. в окружении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать ариминскую вероисповедную формулу. Кесария нашла достойного заступника в лице Василия Великого, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архиерея, Василий Великий стал для него советником и помощником. Он фактически занял второе место в епархии после Евсевия, приняв дела церковного управления в свои руки: Евсевий «управлял народом», а Василий Великий - «управляющим». На это время приходится часть проповедей и толкований Василий Великого.

Пастырские и организаторские способности Василия Великого ярко проявились во время разразившегося из-за неурожая сильного голода в кон. весны - нач. лета 369 г. Положение голодающих усугублялось тем, что имевшие у себя продовольственные запасы намеренно их придерживали, чтобы поднять цену.  Были случаи, когда потерявшие надежду люди продавали своих детей, чтобы как-то прокормить остальных членов семьи. Именно в это время Василий Великий произнес ряд проповедей, объединенных одной темой - социального преобразования в соответствии с евангельскими заповедями. Пастырь утешает скорбящих, указывая на причины бед - оскудение в людях братской любви и забвение истинного предназначения человека из-за предпочтения земного благополучия. Василий Великий приобретает продовольствие на средства, вырученные от продажи своего состояния, собирает пострадавших от голода в одно место, устанавливает котлы, полные овощей, и сам кормит бедных горожан, в т. ч. иудеев, преследуя одну цель - проявлением человеколюбия стяжать человеколюбие. Он увещевает богатых и скупых осознать «общность человеческой природы» и помочь голодающим, призывает людей в соответствии со стоическим идеалом «необходимого» ограничиваться насущным, полагая, что так можно избежать обнищания одних и чрезмерного обогащения других.

Епископ. В июне 370 г. «на руках Василия» умер Кесарийский еп. Евсевий. Василий Великий, будучи его преемником, при избрании на кафедру столкнулся с противлением, завистью и открытым противостоянием как со стороны нек-рых горожан, так и со стороны ряда епископов провинции. Одним из противников избрания Василия Великого был его дядя еп. Григорий (кафедра не известна). Свт. Григорий Богослов не упоминает о клевете и низости, сопровождавших выборы. Брат Василия Григорий (впосл. еп. Нисский), руководствуясь благими соображениями, прибег к распространению в пользу Василия подложных писем, что быстро раскрылось. Василий Великий крайне резко отнесся к поступку брата. Но вместе с тем он сам призывал в Кесарию своих сторонников, пренебрегая возможными неприятностями.

К этому времени Василий Великий уже с достаточной ясностью заявил о себе как о приверженце социальных преобразований на основе христ. мировоззрения; известны были также его резко отрицательное отношение к новейшим разновидностям арианства и верность решениям Вселенского I Собора. Поддержку Василий получил со стороны авторитетных епископов М. Азии. Сщмч. Евсевий, еп. Самосатский, был одним из главных инициаторов избрания Василия на Кесарийскую кафедру (Gribomont. 1967. P. 30-31). Василия Великого поддержал также отец свт. Григория Богослова, еп. Назианза Григорий, несмотря на плохое состояние здоровья предпринявший путешествие в Кесарию для участия в избрании Василия, успеху к-рого недоставало одного голоса. С избранием Василия кесарийцев поздравил свт. Афанасий Великий.


Управление Церковью. Василий Великий принял кафедру митрополии Кесарии Каппадокийской в тяжелое для Православия на Востоке время. Церковь мучительно изживала кризис, связанный с арианством и др. ересями. В течение всей оставшейся жизни святителю приходилось выдерживать нападения не только еретиков, гл. обр. новых савеллиан и новых ариан, но и нек-рых влиятельных граждан города. Поводом для разногласий служили богословские споры, личная зависть к его славе и канонические нестроения, вызванные изменением границ епархий по разделении Каппадокии.

Церковь переживала тяжелые гонения со стороны гос. власти, поддержавшей арианство во 2-й пол. 60-х - 70-х гг. IV в. Христиане терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеучения, казни священнослужителей (в гавани г. Никомидия в 370 был сожжен корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог М. Азии, поэтому ее подчинение религ. политике императора было делом чрезвычайной важности для гос-ва. Свт. Григорий Богослов приводит краткую апологию веры В. В. перед имперским чиновником высшего ранга Домицием Модестом, префектом претория Востока (370-377), к-рому святитель внушил уважение своей твердостью и к к-рому позже он неоднократно обращался с различными ходатайствами. На требование Модеста покориться императору Василий Великий отвечал: «...не могу поклониться твари, поскольку сам есть Божия тварь и имею повеление быть богом… ибо христианство определяется не достоинством лиц, а верой». Привычные средства принуждения - конфискация имущества, изгнание, пытки и смерть - оказывались в отношении святителя бездейственными, поскольку своим имуществом он считал волосяное рубище, служившее ему одеждой, и неск. книг; не был связан никаким местом на земле; в случае пыток скончался бы при первом ударе, потому что «не имел и тела». Василий так характеризует христ. епископа: во всем остальном, будучи верен заповеди, он смиренен, но, когда речь идет о Боге, тогда, презирая все, он имеет в виду одного Бога.

Определенное Василию изгнание было отменено благодаря тому, что святитель облегчил болезнь сыну имп. Валента. Император, удивленный твердостью Василия в исповедании веры, пораженный благолепием его богослужения на Рождество Христово 371 г., на к-ром присутствовал лично, проникся уважением к святителю. Василий многократно заступался перед властями за друзей, родственников, странствующих, рабов, за большие и малые города, Церкви, клириков и монахов.

В своем служении Василий Великий преследовал единственную цель - все обращать на пользу Церкви. С большой мудростью он сумел подчинить своей власти непокорных благодаря тому, что «все уступали его разуму, признавали его добродетель недоступной и единственным своим спасением полагали пребывание с ним и в подчинении у него». Влияние святителя распространилось на всю христ. ойкумену, так что в конце жизни он с полным основанием мог сказать, что, кто избегает общения с ним, тот отторгает себя от всей Церкви. Однако планы святителя созвать представительный церковный Собор для окончательной победы над арианством и савеллианством (Ep. 70, 92) не были осуществлены при его жизни.

Общественное служение. По примеру своих родителей Василий Великий уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их работой. На собственные средства и на пожертвования он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» и действовавшее по крайней мере до VI в. Оно включало больницу, возможно, также лепрозорий и странноприимный дом.

Облик святителя. Василий Великий напоминал великих святых древности. Свт. Григорий Богослов говорит о бледности его лица, о бороде, к-рую носили либо философы, либо монахи, о необычной походке, о замедленной манере речи. Одежда, устройство кровати, пища - все носило у Василия Великого случайный характер. Эти особенности давали недоброжелателям повод для кривотолков об угрюмости его нрава, гордости и надменности. В ответ на обвинения свт. Григорий Богослов отмечает в Василии твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, указывает на его умение быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия. Василий Великий не был связан браком, был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен». Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и воспитывала его, часто служа к духовной пользе. О своем здоровом состоянии он говорил как о более тяжелом, чем у самых безнадежных больных, так что болезнь стала для него чем-то естественным. Анализ писем Василия Великого показывает, что он страдал хронической болезнью кишечника. В возрасте 40 лет Василий Великий называет себя стариком, цепенеющим от времени, телесной немощи и перенесенных страданий.

Кончина

Перед самой смертью Василий Великий нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс 30. 6). Согласно свт. Григорию Нисскому, Василий Великий умер на 9-м году епископского служения. Общепринятая дата смерти Василия Великого - 1 янв. 379 г. Свт. Григорий Богослов свидетельствует, что при погребении была давка, в к-рой погибло неск. человек.

По материалам статьи "Православной энциклопедии"

13 Января 2021

Другие новости