24 июня – 11 июля – Петров пост
Петров пост начинается в понедельник после недели Всех святых и имеет несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что неразрывно связан с этим праздником), Петровский и Апостольский, потому что заканчивается в день апостолов Петра и Павла. Существуют и народные названия: Петровка, Петрово говение, Петровка-голодовка.
Каждый год его продолжительность разная: самый короткий – 8 дней, самый длинный – 42 дня. Связано это с тем, что дата окончания его – фиксированная – 12 июля, а начало поста зависит от времени празднования Пасхи.
История установления Петрова поста в том виде, в котором мы его сейчас знаем, была довольно продолжительной.
Церковь своим уставом не благословляет многодневный пост в период Пятидесятницы, потому что в эти дни Господь пребывал с нами, потому-то Сам Христос говорит: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених» (Лк. 5, 34).
Впервые упоминает о посте после Пятидесятницы «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (3 век): те, кто не смог поститься в Великий пост перед Пасхой, «да постятся по окончании праздничного ряда», то есть после Троицы.
Такая же мысль содержится и в тексте Египетских канонов 3 века: «не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы».
Таким образом можно предположить, что изначально пост после Пятидесятницы был как бы компенсационным для тех, кто не смог поститься перед Пасхой. Так как христианам всегда была свойственна соборность, то можно предположить, что многие из тех, кто не нарушал Великого поста, постились также в эти дни – из солидарности к нарушившим и из стремления к воздержанию после дней послабления.
В 4-5 веках в Иерусалимской церкви, по словам аквитанской паломницы, вместе с восстановлением обычного богослужебного круга «со следующего дня 50-цы все постятся по обычаю, как во весь год, каждый как может, исключая дни субботние и воскресные».
Об этом говорят и «Апостольские постановления» (памятник конца 4 века): «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления».
С IV века свидетельства отцов Церкви об этом посте становятся всё более частыми. О нём упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, – пишет святой Лев Великий (V век), – чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа».
Повсеместное распространение практики этого поста связано с событием воздвижения храмов в честь святых апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме, а также широким распространением почитания дня их памяти – 12 июля. Высокий авторитет самых близких учеников Христа способствовал тому, что пост перед днем их памяти вошел в богослужебную жизнь всех Православных церквей.
Смысл Петрова поста стал восприниматся как подражание и чествование подвига Апостолов, постом и молитвой готовившим себя к тому, чтобы выйти на всемирную проповедь о Христе.
Блаженный Симеон Солунский (15 век) пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что «через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания».
Но Петров пост, как и другие многодневные посты, появился не сразу в той продолжительности, которую он сейчас имеет. Так, еще в середине ХІІ века на вопрос Александрийского Патриарха Марка, обязательны ли посты перед праздниками Святых апостолов, Рождества Христова и Успения, известный канонист Феодор Валсамон, Патриарх Антиохийский, отвечал, что их следует соблюдать не менее семи дней, но не сорок и более дней, «ибо один только пост сорокадневный – святой и великой Пасхи». Так о Петровом посте он писал: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».
В Петров, как и в любой другой пост, если нет ограничений по здоровью, запрещается вкушение мяса, яиц и молочных продуктов. По современной практике, мирянам в этот пост вкушение рыбы дозволяется в любой день, кроме среды и пятницы. Для монахов пост более строгий и определяется уставом монастыря.
Однако в любом случае прежде чем приступить к воздержанию в пище, необходимо посоветоваться с духовником или взять благословение на пост у священника в храме. Потому что как физическое состояние, так и духовный уровень у каждого человека свой. И требуются разные дозы духовного лекарства, чтобы избавиться от той или иной страсти, греховной привязанности, в чем собственно и заключается смысл поста.
При неправильном отношении к посту воздержание в пище может, наоборот, навредить человеку как в физическом, так и в духовном плане: появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость, тщеславие или гордость. Вместо избавления от страстей человек все больше в них укореняется. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит: «Если, постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души». Если у постящегося вместо усиления подвига молитвы, совершения добрых дел, проявления любви к ближним проявляются и преобладают греховные наклонности, то пост оказывается лишь диетой.
«Многие христиане… считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. – О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?»
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, – наставляет святитель Иоанн Златоуст. – Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления… Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».
(orthodoxmoscow.ru)