25-я Неделя по Пятидесятнице, проповедь на Еф.4:1-6.
«Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство Духа в союзе мира. Одно Тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:1-6).
Апостол Павел, находясь в тюрьме, пишет письмо своим ученикам, чтобы напомнить им о величии Божьего дара, который они обрели в Церкви, в христианской вере, и о том, что этот дар означает для их жизни, к чему они призваны. Безусловно, думал он не только о своих учениках, но о будущем, о Церкви, о всех нас.
Апостол Павел открывает в своем послании, что нам дано. Придя ко Христу, мы обрели Царство Небесное, дар вечной жизни и прощения грехов, которого каждый из нас сподобился в крещении, через Его крестную жертву (Еф.2:4-7). Ныне Господь из нас творит нового человека, объединил в Теле Своем, примирив между собой и примирив с Отцом Небесным (Еф.2:13-18). Он сделал нас «гражданами Царства Небесного» (Еф.2:19), вот в чем наше «призвание», и это не от нас – дается нам по вере Его кровью, Его благодатью (Еф.2:8-9).
И Павел, «узник в Господе», молит нас не утратить этот Божий дар и сохранять единство, обретенное нами в Боге: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство Духа в союзе мира» (Еф.2:2). «Сохранять единство Духа»! Павел здесь подразумевает не обычное человеческое единство, как нередко мы говорим: «Люди единомысленны, у них единство духа». Здесь говорится о Духе Божьем.
Когда мы стали христианами и пришли в Церковь, мы вошли в состояние единства с Богом и с другими людьми, и это единство, – не результат наших действий. Духом Святым дается нам это единство, потому что это единство свыше. Церковь Христова, в какой момент она рождается в мире? В день Пятидесятницы, когда Христос, совершив дело нашего спасения, посылает от Отца Духа Святого, тогда рождается Церковь, Его Тело, в котором Он есть глава, и каждый из нас становится частью этого Тела Единого. Это единство не снизу идет, но от Бога, единство Духа Святого. Вот во что мы все вошли, приняв Крещение, даже порой не понимая, – в это великое единство.
Единство Церкви апостол Павел уподобляет единству мужа и жены. В браке двое становятся единой плотью, новым существом, чтобы обрести целостность, это акт Божьего творения (Еф.5:31). Вот так же и Церковь есть новое творение: в Теле Христовом все становятся едиными в новом человечестве, которое Бог исцелил от греха и от смерти, которому даровал вечную жизнь (Еф.5:30,32).
Отсюда глубокие следствия: человек не вправе разрушать и разделять то, что сотворил и соединил Господь. Эта логика едина как по отношению к браку, так и по отношению к Церкви. И, следовательно, если мы, христиане, разделяем свое единство во Христе гордостью, гневом, нетерпением, конкуренцией, – мы рушим то, что построил Бог, и совершаем великий грех. И апостол Павел молит нас беречь это единство, как зеницу ока, и не давать его разрушить никаким мирским вещам.
Далее он говорит очень важные вещи, как это единство сохранять «смиренномудрием и кротостью и долготерпением» (Еф.4:2). Единство между людьми разрушается гордостью: всегда кто-то считает себя выше другого, кто-то себя сравнивает, и это беда, если внутри Церкви люди выясняют, кто выше и кто ниже. Из-за гордости все расколы церковные. Особенно больно это говорить в свете событий, о которых все знают, эти все разделения, расколы — они проходят по телу Церкви. И апостол призывает иметь смирение в отношениях друг с другом, не превозноситься и не считать себя выше. Нет в Церкви людей, которые выше и которые ниже. Христос, Который превыше всего, не постыдился спуститься до самого дна нашего мира, чтобы нас спасти и чтобы мы стали едины в Нем.
Затем Павел говорит о кротости и терпении. Кротость противоположна гневу, ярости, унижению человеческому. Если даже обличаем и наставляем друг друга, это нужно делать с духом кротости. Гневом немногого можно достигнуть. А как можно без кротости и терпения понести ближнего с его какими-то недостатками? Но это терпение, оно же от Бога. Христос претерпел скорби за всех нас, неужели мы друг друга не потерпим, и не покроем любовью немощи ближнего?
Только так, имея между собой «союз мира» в духе смирения и кротости, снисходя любовью друг ко другу, можно в Церкви сохранить «единство Духа». Посмотрите, как это важно для Церкви, чтобы были мир и правда между людьми. Этот мир должен быть как на уровне Церквей, так и на уровне взаимоотношений каждого из нас внутри Церкви. Когда на приходе или в монастыре кто-то кого-то не любит, начинает козни, какие-то войны, делит на партии, это все терзает Церковь Божью изнутри, и мы не должны этого допускать.
И дальше апостол указывает, в чем же заключается наше единство, которое «свыше»: он перечисляет семь оснований единства Церкви, как знак полноты и совершенства. «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4:4-6).
«Одно тело» — это Тело Христово, новое человечество, в котором каждый из нас стал Его частью, Его членом. Тело Христово созидается одной Евхаристией, одной Чашей. Один Дух Святой каждому из нас дан в крещении. «Один Господь» – здесь говорится об Иисусе Христе, Который единый глава Церкви, Учитель и Господь. У нас одна вера — в Его спасительную миссию, в Его спасительные страсти и воскресение. У нас «одно крещение». Мы все из одной купели вышли, все в одной купели обрели жизнь вечную, и в этом наша одна общая великая надежда. Все мы призваны к спасению и наследию в Грядущем Царстве. И наконец, один Бог и Отец всех нас, Который над всем промышляет, всему дал жизнь и через всех и во всех нас осуществляет Свою волю в Церкви, соединив все земное и небесное во Христе и призвав нас к жизни вечной. Вот это великое единство в Святой Троице — Отце, Сыне и Святом Духе, в вере, в надежде, во святом крещении и во едином Теле Христовом и есть Церковь. Вот что нам дано, и к чему мы призваны. Не будем Тело Христово разделять, но стремиться иметь любовь, смирение, кротость, чтобы был у нас мир между собой, внутри Церкви, в наших сердцах и в Боге. Аминь.
Осипов Д.Б.