27 июня Церковь празднует память пророка Елисея

Имя пророка Елисей означает «Бог есть спасение». Он был сыном богатого земледельца по имени Сафат из Авел-Мехолы (Авелмаума) в долине реки Иордан. Когда пророк Илия был на горе Хориве, Бог в видении велел ему помазать Елисея в пророка вместо себя, после чего Илия пошел к Иордану, чтобы найти Елисея. В это время Елисей пахал своё поле двенадцатью парами быков, когда проходящий мимо пророк Илия бросил ему свою милоть. Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником (3 Цар 19.16-21).

Когда Илия завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо. Для перехода реки Иордан напротив Иерихона, Илия своей милотью ударил по воде, которая расступилась перед ним. По дороге Елисей попросил Илию даровать ему двойную силу дара пророчеств. Когда показалась огненная колесница, Илия в вихре поднялся в ней на небо, сбросив на землю свою милоть. Елисей поднял ее и подошел к берегу Иордана. Он ударил милотью по воде, призывая Бога Илии, – и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку, как ранее это сделал Илия. Тогда все пророки Иерихона, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!» (4 Цар 2.6-15).

В течение приблизительно пятидесяти лет (850–800 до Р. Х.) Елисей совершал пророческое служение в Самарийской стране в правление сменявших друг друга царей Иорама, Ииуя, Иохаза и Иоса. Он неустанно наставлял израильтян: царей, власть имущих и простой народ – оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу.

15491.jpg


Елисей, как и его учитель пророк Илия, свидетельствовал об истинности своих предсказаний с помощью чудес. Почивавший на нем Дух Божий был силой, которая ниспровергала законы природы, чтобы свидетельствовать о благодати, дарованной верующим в истинного Бога, и чтобы в образах возвестить о Спасителе.

Пророк с помощью соли обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек.

Каждый раз, когда человек Божий проходил через селение Сонам, его принимала в свой дом одна благочестивая женщина. Случилось так, что ее сын, чье рождение было вымолено Елисеем, умер. Она поспешила к пророку на гору Кармил, умоляя прийти к умершему. Придя, Елисей нашел ребенка лежащим на кровати. И хотя чудо могло бы совершиться по одной его молитве, он лег на ребенка, приложил свои уста к его устам, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням и вдохнул в него дыхание жизни. В этом действии было прообразовано воплощение Господа нашего Иисуса Христа, который спустился с Неба, чтобы стать подобным человеку, умерщвленному грехом, и вдохнуть в него Дух вечной жизни. Потом пророк посоветовал этой сонамитянке удалиться на время из Израильского царства в землю филистимлян, чтобы таким образом избежать семилетнего голода (4 Цар 4.8-37; 8.1-2).

В другой раз один из сынов пророческих, работая на берегу Иордана, уронил лезвие топора в реку. Помолившись, Елисей взял кусок дерева и бросил его в воду, заставив топор всплыть на поверхность. Так он прообразовал силу Креста, возводящего падшую человеческую природу (4 Цар 6.3-7).

Просвещенный благодатью Божией, Елисей имел всепроникающий взор и благодаря этому сообщал царям израильским и их союзникам о намерениях ассирийского владыки. Каждый раз, когда противник хотел поставить засаду израильтянам, он находил их уже на месте готовыми к битве. Когда Самария была осаждена сирийцами и страдала от голода, человек Божий предсказал царю, готовому произнести богохульство, скорое освобождение города. На следующий день все узнали, что враг, испуганный неким видением, свернул лагерь и бежал, оставив все свои запасы и награбленное (4 Цар 6.24-7.20).

Пророк Елисей проповедовал не только среди израильтян, но и среди язычников. Он исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана, повелев ему искупаться в Иордане, прообразуя тем самым спасение язычников через святое крещение (4 Цар 5.1-15).

Елисей предсказал убийство дамасского царя Венадада II его приближенным Азаилом, которому возвестил, что он вскоре захватит власть.

Известно, что пророк Елисей проклял детей, издевавшихся над ним, и детей растерзали медведицы, появившиеся из леса. В оригинале текста пророк проклял не «малых детей», но отроков. Слово дети могло переводиться как «юноша», «слуга» или «раб» (4 Цар 2.23-24).

Святой пророк Елисей умер в глубокой старости. Перед смертью он предсказал победу над сирийцами царю Израиля, пришедшему в дом пророка оплакать его кончину. В том же году, во время нападения моавитян, в могилу Елисея было брошено тело одного мертвеца – человек вернулся к жизни и встал на ноги. Поэтому мудрый Сирах прославляет пророка Елисея, говоря: «И по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир 49.14–15).

Могила великого пророка была очень почитаема евреями. Юлиан Отступник приказал осквернить ее и сжечь мощи святого, но частицы мощей Елисея были сохранены и перенесены в Александрию и Константинополь в храм его имени.

25 Июня 2020

Другие новости