4 ноября Православная Церковь празднует обретение чудотворной иконы Божией Матери «Казанская»
Казанская икона Божией Матери в истории России
Обретение чудотворного Казанского образа Божией Матери церковное предание относит к 1579 г. Именно тогда, после пожара, уничтожившего половину Казани, девятилетней девочке Матрене Онучиной явилась во сне Пречистая Богородица и повелела возвестить всем, что в земле, на месте сгоревшего дома Онучиных, хранится Ее икона. Сообщению девочки поначалу не придали значения. Однако сон повторился еще дважды. Тогда Матрена со своей матерью сами откопали икону, а священник ближайшего Никольского храма Гермоген с крестным ходом отнес икону в свой храм. А после молебна икону перенесли в Казанский Благовещенский собор. До начала XVII в. икона почиталась в основном в Казани и Москве.
Само почитание Казанской иконы во многом возникло благодаря деятельности того самого священника Гермогена, который через некоторое время после явления чудотворного образа был поставлен митрополитом Казанской епархии. В 1594 г., в первые годы его архиерейского служения, митрополит Гермоген устроил в Казанском девичьем монастыре каменную церковь церковь в честь иконы, и тогда же написал ставшую знаменитой "Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы". Интересен и тот факт, что позднее, в Смутное время, Гермоген станет патриархом Русской Православной Церкви и прославится своими подвигами и мученической смертью во имя спасения Отечества.
Обpаз Божией Матери, обретенный в Казани в 1579 г., с наиболее благодатной силой впеpвые пpоявил себя именно в годы Смуты. В Казанском ополчении был список с иконы, который воины, пришедшие с казанским ополчением, вручили князю Д.М. Пожарскому. В 1612 г. икона стала Путеводительницей всего Второго ополчения, двинувшегося из Нижнего Новгорода на освобождение Москвы. Накануне решающего сражения с интервентами, засевшими в Москве, русское воинство три дня постилось и молило Богородицу о милости перед Казанской иконой. А победа, одержанная в этом сражение, была расценена, как очередное свидетельство покровительства Божией Матери России.
С этих пор икона Казанской Божией Матери приобретает общерусское значение. Поначалу возникло народное почитание — сразу после освобождения Москвы в 1612 г., когда, в отсутствие цаpской власти, воины ополчения "уставиша пpаздник тоpжественный пpазновати о таковой дивной победе".
Сама чудотворная икона хранилась долгие годы в Казани. Но уже в XVII столетии с нее было сделано немало списков, многие из которых также стали чудотворными.
Общегосудаpственной святыней, "палладиумом цаpского дома Романовых, защитницей столицы цаpства и охpанительницей тpона" икона сделалась к 1636 г., при царе Михаиле Федоровиче Романове, когда на Кpасной площади Москвы был построен каменный Казанский собоp. Он был одним из немногих в то время храмов на Руси, посвященных этому обpазу, но сразу же занял второе место в иерархии столичных храмов. Собор возводили на сpедства цаpской семьи, котоpая, как свидетельствует Новый летописец, "начаша к тому образу веру держати велию и повелеша празновати дважды в год и ход уставиша со кресты". Так почитание образа все более соединялось для царя Михаила Федоровича и его семьи с восприятием Казанской иконы как символа покровительства Богоматери не только Российскому государству, но и, особо, новой царской династии. Это личностное отношение, крепнущую веру и почитание образа можно считать главными источниками создания все новых и новых храмов сначала в Москве, а затем и по всей России. Как показали наблюдения современных исследователей над хронологией строительства храмов в честь Казанской иконы, вплоть до 1611 г. ее почитание первоначально распространялось лишь в Казани с отдельными выходами по Поволжью. Но бурный рост строительства Казанских храмов наблюдается уже со второй половины 20-х гг. XVII в. Он набирает силу после 1632 г., когда на Красной площади в Москве начали возводить собор во имя всенародной святыни. Здесь же, в новом соборе был поставлен и список с чудотворной иконы.
Как можно заметить, особо значительное почитание Казанской иконы падает на царствование Михаила Федоровича. Видимо, это совсем не случайно: люди сохраняли еще живую память об образе, выведшем Россию из многолетней братоубийственной бойни, для них события Смутного времени были еще живой историей. В восприятии русского народа, Казанская икона уже спасла, а затем и постоянно оберегала от погибели не только страну, но и ее жителей. В качестве примера можно привести Повесть о Савве Грудцыне, герой которой, современник Михаила Федоровича, был избавлен от договора, подписанного с дьяволом, только по молитве перед Казанским образом в Москве. Примечательно, что свидетелем этого чуда был царь.
В 1649 г. Алексей Михайлович официально pаспpостpанил почитание обpаза на все госудаpство. Кстати, этот день, 22 октября, стал последним общим праздником единой Русской Церкви.
К 60-м гг. XVII в., с одной стороны, течение российской жизни постепенно вошло в спокойную колею, и память о помощи Казанской иконы постепенно покрылось туманной дымкой легендарного прошлого, а с другой — страна вступила в новую полосу испытаний, связанных с Расколом Церкви. Последние годы царствования Алексея Михайловича и правление его преемника — Федора Алексеевича стали переломными в почитании образа, ибо гонимые приверженцы "древлего благочестия" страстно ожидали покровительства от святыни. Из столичного Казанского собора начался путь в ссылку главных идеологов старообрядчества — "неистового" Аввакума и Ивана Неронова. По преданию, сохраненному П.И. Мельниковым, после разгрома царскими войсками Соловецкого монастыря икона Казанской Божией Матери — комнатный образ, ранее принадлежавший Алексею Михайловичу, — увела старца Арсения в заволжские леса, где тот основал первый раскольничий скит.
Новый всплеск чудотворений от образа приходится уже на годы Северной войны, но именно тогда происходит переосмысление образа как святыни, оберегающей Русскую Землю от нашествия иноплеменников.
Так, в 1709 г., накануне Полтавского сражения, перед иконой молился Петр I, а в 1710 году список иконы из Москвы был перенесен в Санкт-Петербург и, после строительства в XIX веке Казанского собора, хранился в этом соборе. В 1812 г., отправляясь в русскую армию, перед Казанской иконой Божией Матери стоял на коленях М.И. Кутузов.
В 1904 году оригинал чудотворной Казанской иконы Божией Матери выкрали и, видимо тогда же, злодейски уничтожили. Но остались многочисленные списки чудотворного образа. Так, один из списков находится в Богоявленском соборе в Москве. А другой список, выполненный в XVIII в., в лихие годы революции и Гражданской войны был вывезен за границу и, в итоге, оказался в Ватикане, в личных покоях папы римского. Именно этот список Казанской иконы Божией Матери был возвращен в Россию летом 2004 г.
(по материалам portal-slovo.ru)