5 октября: память пророка Ионы

О пророке Ионе в Ветхом Завете нет почти никаких сведений. Имя его встречается в книге 4 Царств всего в одном стихе 14 главы, когда говорится о царе Израиля Иеровоаме II. Этот царь был нечестивым, однако Господь даровал ему долгое царствование – сорок один год – с тем, чтобы он восстановил «пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни», т.е. Господь даровал ему Свою помощь в борьбе с врагами Израильского царства, так как «не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной» и, чтобы убедить в этом царя Иеровоама, послал к нему пророка Иону: «по слову Господа, которое Он изрек чрез раба Своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера». Это всё, что известно о пророке Ионе из Священного Писания. Однако, предание связывает этого пророка с сыном вдовы из Сарепты Сидонской, у которой некоторое время жил пророк Илия и которого он воскресил, а также предание считает его преемником пророка Елисея. Впрочем, блаженный Иероним Стридонский, ссылаясь на иудейское предание, полагал, что сыном сарептской вдовы был не сам Иона, а его отец Амафия.

Иеровоам II был самым могущественным из царей Северного царства. Несколько ранее его воцарения, на Ближнем Востоке утвердилась в качестве главной военной и политической силы Ассирия; израильский царь Ииуй (841—814 гг. до н. э.) платил ассирийцам дань. Позднее, в силу внутренних неурядиц, влияние Ассирии несколько ослабело, и Иеровоам II сумел воспользоваться этим, чтобы расширить размеры своего царства до тех, какие оно имело в дни царей Давида и Соломона. Сделать это ему удалось, захватив некоторые земли, прежде принадлежавшие Сирии.

В то же время, согласно Ветхому Завету, Бог послал народу Израиля двух пророков, Осию и Амоса, чтобы предупредить его о надвигающемся «суде» — о том, что Израиль за своё упрямое нечестие падёт под ударами языческого народа с востока, который будет послан Самим Богом. Согласно этим пророчествам, Ассирия, ослабевшая лишь на время, вновь «восстанет» и поглотит Северное царство. Это предсказание исполнилось в 722 году до н. э., когда царь Саргон II увёл основную массу жителей Израиля в ассирийский плен.

Писание повествует, что в то же царствование Иеровоама II пророк Иона получил от Бога повеление идти в Ниневию с проповедью покаяния и предсказанием гибели города за нечестивость его жителей, если они не раскаются. Однако пророк, вместо того чтобы повиноваться велению Божию, сел на корабль и отправился в дальнее плавание в Фарсис. Но Господь, желая вразумить Иону, поднял на море сильную бурю. Корабельщики в ужасе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они навлекли на себя гнев Божий. Жребий пал на Иону, который сознался в своем грехе неповиновения Богу и попросил мореплавателей бросить его в море. Как только они сделали это, волнение сразу улеглось.

Между тем пророка Иону, по повелению Божию, проглотил кит, и пробыл Иона во чреве кита три дня и три ночи. Поверженный в море и поглощённый китом, Иона не потерял присутствия духа, особенно когда увидал себя невредимым: в нём явилась надежда, что Бог даст ему снова увидать свет Божий и спасёт его из глубины моря. Он стал молиться Богу, каясь в своём грехе: «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!»

Услышав эти молитвы, Господь повелел киту, и тот изверг Иону на сушу. Увидав дневной свет, небо, землю и море, Иона возблагодарил Бога, избавившего его от смерти. После своего избавления пророк Иона получил вторично Божие повеление идти в Ниневию, куда он и отправился.

Ниневия находилась на восточном берегу реки Тигр, примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. Это был большой город, защищённый, подобно Вавилону, двумя крепостными стенами. Полагают, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода. В то же примерно время, а именно 15 июня 763 года до н. э., ниневийцы стали свидетелями полного солнечного затмения. Всё это могло быть воспринято ими как знаки Божьего гнева, и в этом может быть причина массового покаяния ниневийцев в ответ на проповедь Ионы.

В Ниневии пророк стал ходить по городу и проповедовать, что город будет разрушен через 40 дней. Эта проповедь поразила ужасом сердца ниневийского царя и народа; они раскаялись в своей нечестивости, объявили 40-дневный пост, и вследствие их раскаяния Господь помиловал их и не навёл на них бедствия, о котором предвозвещал устами пророка Своего. Иона же огорчился тем, что Божественный суд не совершился над городом, и скорбел о том пред Господом: «Господи! не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис; ибо знал, что Ты Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня; ибо лучше мне умереть, нежели жить».

Всё же ожидая исполнения своего пророчества, он, выйдя из города по прошествии сорокадневной проповеди, сделал себе шалаш и укрывался в нём от солнечного зноя. Для вразумления пророка, по повелению Божию, в одну ночь выросло из земли вьющееся растение, защищавшее его от лучей палящего солнца и дававшее ему прохладу. Иона был очень рад укрыться под тенью этого растения; но на другой день вместе с зарёй червь подточил корень растения, оно засохло, и солнце снова начало палить зноем своим голову Ионы. Сильно опечаленный этим, пророк просил себе смерти. Тогда Господь сказал ему: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился, и которого не растил, которое в одну ночь выросло, и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более 120 000 человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?».

Когда же по прошествии сорока дней погибель Ниневии не совершилась, а, наоборот, воссияло солнце, ниневитяне усмотрели в этом знак милости Божией и прощения, вышли из города к пророку Ионе и дали ему дары для храма Иерусалимского в благодарность за спасение. Сопровождаемый благодарностью ниневитян, которых он вовремя вразумил возвещением гнева Божия, Иона удалился с миром из Ниневии в свою родную землю.

Служение и жизнь пророка Ионы стали прообразом будущих страданий Спасителя: трёхдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом послужило прообразом трёхдневного пребывания Христа в земле. Сам Иисус Христос в Новом Завете так свидетельствовал об этом: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Спаситель сравнивал Себя с Ионой: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы». Таким образом, Иона в своём служении и жизни прообразовал смерть, воскресение и проповедь Иисуса Христа.

О конце жизни пророка и его смерти известно лишь из преданий. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Считалось, что его захоронение находилось на высоком холме близ Мосула, где были открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гефаховере. И здесь, как и близ Ниневии, имелось почитаемое захоронение пророка.


Кондак пророка Ионы, глас 2: Пророк дивен показася,/ Божие повеление прием,/ во образ тридневнаго Воскресения/ в ките тридневен быв,/ неврежден от зверя изыде/ и явися светел проповедник Ниневии, великому граду./ Сего ради тя радостно, Ионо, почитаем,// яко человеколюбия Божия провозвестника.


5 Октября 2020

Другие новости