Беседы свт. Макария (Невского) в навечерии Нового Года
Беседа на всенощном бдении в навечерие Нового года
Казалось бы, в это навечерие Нового года храмы наши должны бы быть полны молящимися. Когда пробьет час полунощный, должны бы преклонить колена все мы, которые еще не освободились от страха грозного бедствия, постигшего в истекший год наш город и округи его.
Так должно бы быть — но не то представляется взорам нашим. Где те братья наши, места которых здесь остаются незанятыми? Почему так редки сегодня ряды молящихся в этом храме? Где отсутствующие теперь? Почему они оставили в это навечерие новолетия торжественное собрание молящихся здесь? Не для того ли, чтобы примкнуть к собранию ликующих в эту полночь, но не тем ликованием, к какому приглашает их мать — Святая Церковь, а которое установлено духом мира сего, по действию князя власти воздушной. Там воздевают руки и сгибают колена, но не для молитвы; там поют, но не гимны в честь Царя Христа; там радуются, но не о Боге Спасителе; там пьют, но не из Чаши спасения; там приветствуют, но не тем святым приветом мира, который Церковь унаследовала от времен древних. Там радуются, но той радостью, после которой приходит плач, после того ликования настает иногда сетование, то пение приводит часто к безотрадному рыданию, те заздравные чаши бывают смертоносны, те благожелания остаются одними звуками. После таких празднований не святых и ликовании не богоугодных во дни праздников и новолетии, если посетит нас Господь немилостью, как было в истекшем лете, от чего да сохранит нас Отец Небесный, осмелимся ли мы взывать к Нему дерзновенно о помиловании? А когда не будем услышаны, дерзнем ли сказать: для чего, Господи, отреваешь души наши, скрываешь лице Твое от нас и не внемлешь молитвам нашим?
Правда, в дни бедствия мы вели себя безукоризненно: мы тогда и праздники чтили, и воздержание хранили, и храмы полны были молящимися. По всей вероятности, и впредь, когда нужно будет, мы изменимся: тогда опять начнем моление, сетование и воздержание. Но не поздно ли тогда будет? В истории израильского народа мы имеем поучительный пример того, что когда празднованию предшествовало или с ним соединялось нарушение закона Божия, тогда ни жертвы, ни молитвы не были Богом приемлемы. К чему Мне множество жертв ваших?.. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение ваше отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть!.. Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1,11-15).
Вот видите, Господь отвращался даже от приходящих в храм Его, и притом не с пустыми руками, а с дарами и молитвой,— отвращался потому, что нечисты руки их и осквернена совесть их. Что же сказать о тех, кто, нося имя христиан, не молятся ни в церкви, ни дома; будучи с ног до головы покрыты язвами порока и струпьями греха, не сознают своих недугов и не заботятся об уврачевании их!
Обратим внимание на обличительное слово Божие и мы, собравшиеся сюда на молитву. Осмотримся, не в крови ли и наши руки, простираемые на молитву? Разберем нашу жизнь. Ты, глава семейства, общества, не ходишь ли в дому твоем, среди подвластных тебе как лев рыкающий? В минуту раздражения не приводишь ли в трепет жену, детей, подвластных твоих? Не бьем ли мы пястьми (Ис. 58, 4) смиренного, безответного пред нами подвластного нам человека за проступки или неисправности, допущенные по немощи? Не караем ли мы его беспощадно отрешением от места, изгнанием из дома, лишением благословения без предварительной заботы об его исправлении? И ты, подвластный, не бичуешь ли начальника или домохозяина своего осуждением, злословием, проклятием (хотя бы и заочно) за то, что он был справедлив, но не чрезмерно милостив, как тебе хотелось бы, но чего ты, быть может, не заслужил?
Евангельский фарисей хотя и долго молился, но поедал домы вдовиц и за то услышал грозное слово обличения (Мф. 23, 14; Мк. 12,40; Лк. 20, 47). Ты, христианин, хотя, быть может, несколько человеколюбивее поступаешь с вдовицами, но не только долго, но и совсем не молишься ни в храме, ни дома. Подзаконный фарисей хотя и приносил десятину с мяты, аниса и тмина, но оставил суд, милость и веру (Мф. 23, 23). А мы, чада свободы Христовой, быть может, и сего не делаем, и того не соблюдаем: ни десятины не даем, ни правды не соблюдаем, ни милости не творим и веру потеряли. Если фарисей не был услышан, хотя и долго молился, то мы будем ли услышаны, когда совсем не будем молиться? Или же, бывая иногда и в церкви, не будем страшиться присвоить чужую собственность, продать труды чужие: хозяин будет удерживать плату у рабочего, а этот, получая плату, не станет воздавать нанявшему его честным трудом? Иной, быть может, не поядает чужой собственности, но не страшится есть чужую плоть и пить людские слезы бранью, насилием и притеснением беззащитного и бедного сводить в могилу, Иной не отнимает насилием чужого имущества, но словами злоречия лишает его доброго имени, которое дороже золота.
Но аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? — взывал Израиль устами царя-пророка (Пс. 129, 3). Не то же ли следует сказать и нам: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония,— Господи! кто постоит? Но у Тебя, Господи, прощение». Да, у Него милость, многое избавление от бед. Но всё это даруется тем, кто обращается к Нему с покаянием. Сего Он требует и от нас. Омойтесь,— говорит Он Израилю (Ис. 1, 16). Покайтесь,— говорит Он нам (Мф. 4, 17; Мк. 1,15). Очиститесь... перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову,—говорил Он Израилю чрез Исаию (Ис. 1,16-17).
Всякий дол да наполнится: униженное да возвысится, и всякая гора и холм да понизятся: всякая гордыня да смирится,— говорит Он нам устами Предтечи Своего (Лк. 3, 5). У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же... Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3:11,14).
Итак, вот чем нам следует начать Новый год: молитвой, покаянием, делами правды, милостью, верностью Богу и людям и живой верой в Евангелие, верой, от дел являемой, а не в мыслях только содержимой.
Оглянись!
Поучение на Новый год
Жизнь наша — клуб ниток.
Жизнь наша со всеми нашими мыслями, желаниями, словами и делами есть как бы клуб ниток, в котором нить навивается с одного конца и развивается с другого. С первых лет явления нашего на свет в сознании нашем, как на основе, слагаются мысли, слова и дела. Когда же настанет час смерти, тогда начнется развертывание этого клуба нашей жизни. Нить, навиваемая на клубок, может быть окрашена в разные цвета: в белый или черный, или может быть пестрой. Таковой явится и нить нашей жизни. Понятно, что белизну ее составят добрые дела, а черноту — злые. Смесь тех и других образует пестроту этой нити.
Обычное разматывание клубка совершается в обратном порядке: то, что по порядку времени навилось после всего, будет развито прежде всего. В таком же порядке будет развиваться и нить нашей жизни. В порядке постепенности будут открываться все наши мысли, слова и дела. Можно предполагать, что если таковое разматывание клуба нашей жизни будет происходит в естественном порядке, то оно начнется с тех мыслей, слов и дел, какими занята была душа наша в последние дни жизни. Затем начнет открываться последующая жизнь в обратном порядке — от старости к зрелому возрасту, от юности к детству. Такое предположение находит себе подтверждение в сказаниях некоторых людей, которые некоторое время находились в состоянии умирания и потом опять возвращались к жизни. Так, некто спасенный от утопления в воде рассказывал о себе, что в то время, когда он, упав в воду и задохнувшись, потерял всякое телесное ощущение, то в течение тех немногих минут, когда он находился в воде, ему представилась вся его прошедшая жизнь со всеми ее подробностями, уже давно забытыми, и эта жизнь раскрывалась в его сознании постепенно, начиная с момента, когда он упал в воду, и следуя ко дням раннего детства.
Нечто подобное представляют нам сказания отеческих и учительных книг древних и новых времен. Кому, например, не известно сказание о посмертном хождении по мытарствам блаженной Феодоры? Из этого весьма назидательного повествования об этой благочестивой жене можно сделать тот общий вывод, что по смерти человека сознание его не уничтожится,— напротив, всё, что было сделано в течение жизни, представится с самыми мелкими подробностями. Тогда сознание будет говорить человеку, что эти мысли, слова и дела принадлежат именно ему и никому другому, так что сознающий всё это будет удивляться, откуда явилось столь ясное представление о том, что во время пребывания его в теле было забыто.
Таковое свидетельство опыта и отеческое учение подтверждаются и богооткровенным учением слова Божия. Если сопоставить многие изречения слова Божия Ветхого и Нового Завета, относящиеся к состоянию душ после смерти и в день всеобщего Страшного Суда, то из этого можно будет вывести заключение, что это состояние будет иметь следующий вид.
Человеку положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). День Суда явится с огнем. Пред судилищем течет огненная река. Судия — Господь явится как огнь поядающий (Евр. 12, 29). Это значит, что суд будет столь строг, правдив, с такими подробностями будет совершен, так тщательно будет там всё взвешено, исследовано, оценено, что суд будет подобен огненному пламени, через который отделяется от металлов всякая примесь. Всякий должен будет пройти через огонь неумытного суда, чтобы предстать пред Господом и получить воздаяние. Этот-то огонь и испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3,13-15). Смысл этого таков: у кого дело, из которого слагалась вся его жизнь, окажется пред Судом Божиим как золото или серебро, которые, пройдя чрез огонь, сделаются еще чище, тот получит награду Если же дела окажутся столь непрочными, малоценными, как дерево, солома, сено, то они сгорят, а делавшие останутся ни с чем, как напрасно трудившиеся.
Какие же будут последствия этого огненного Суда? По изъяснению толковников, тогда представится следующая картина. «Каждый какой наздал на основании веры домик себе, в том и живет, как здесь, так и за гробом,— в том станет он и пред лицом огненной реки, текущей пред Господом. Она перекатится через каждого. Чей домик останется цел при переходе через него огня, тот получит воздаяние от Господа Судии, а чей сгорит, тот отщетится, то есть увидит, что весь труд его был тщетен: напрасно потрудился, тщетную питал надежду, сам себя обманывал, думая строить дельно. Что же будет с тем, у кого домик сгорит? Спасется, но так, как бы из огня( 1 Кор. 3,15): спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? — Иной пробежит почти неопаленный, другие — в разных степенях опаления, а иной так и останется в огне. Подобное сему будет и с теми, коих домики на огне Суда погорят Одни пойдут в огонь, другие получат разные степени наказания, а иные и помилованы будут Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени: иной может быть и без вины виноват: трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения, или, может быть, по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения».
Братья христиане! Мы стоим теперь на рубеже старого и нового года. Жизненная нить минувшего года у каждого из нас уже навилась на клубок. Прежде чем она разовьется по смерти, разовьем ее пред мысленным взором нашим теперь, чтобы тщательно осмотреть, какова она — бела или черна? Рассмотрим это не для одного только любопытства, а для того, чтобы вывести из этого некоторое заключение и сделать своевременное распоряжение. Обратим внимание, не является ли весь прожитый нами год как бы сплошной черной нитью, то есть сцеплением погрешностей, пороков, страстей, а может быть, и со следами преступлений? Может случиться при этом, что наше себялюбие постарается закрыть черноту этой нити: погрешностей как бы не замечать, пороки считать чуть не доблестями, страсти — порождениями темперамента, преступления — плодами борьбы за существование. Если это окажется таковым, то да будет нам известно, что такого рода состояние самооправдания весьма опасное, выйти из него весьма трудно: никаких советов люди в таком состоянии не способны принимать. Только одна милость Божия может открыть им глаза и показать всё неблагообразие их нравственной черноты. Но если бы кто захотел, не доверяя себе, узнать свое нравственное состояние, каково оно есть на самом деле и каковым оно является пред очами Всесвятейшего и Всевидящего, тот пусть станет пред зеркалом закона Божия или же пред судом своей совести, если она не сожжена, и рассмотрит свою жизнь или по крайней мере поведение свое за истекший год, и тогда узнает, что в жизни его было светло, что темно, что бело и что черно.
Что же сделать потом? Ужели взглянуть на себя в зеркало для того только, чтобы отойти от него с тою же грязью на лице? Нет. Надобно позаботиться отмыть эту нравственную нечистоту нашей души. Как это сделать? Какие средства к этому? Те, какие милосердие Божие даровало нам для этого. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло, говорит Господь, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову... Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур,— как волну убелю (Ис. 1, 16-18). Итак, вот первое средство — покаяние. Для убе- ления нравственной черноты нашей Отец послал в мир Сына Своего и предложил Его в жертву умилостивления в Крови Его (Рим. 3, 25), чтобы посредством Его примирить с Собою все... Кровию креста Его (Кол. 1, 20). Сын Божий, искупив мир крестом Своим, преподал нам пречистое Тело Свое и Кровь Свою во оставление грехов (Мф. 26, 28). Вот и второе средство очищения нашей душевной нечистоты — Тело и Кровь Христовы. С нашей стороны для того, чтобы быть достойными к восприятию этого небесного дара, нужно сознание своих грехов, сокрушенное исповедание их пред теми, кому Господь дал власть вязать и решить грешников во имя Его. Итак, исповедание грехов пред духовником есть третье средство. Получившему прощение в грехах необходимо после этого возыметь решимость начать борьбу со грехом, чтобы освободиться от рабства ему, при помощи благодати Божией. Это будет четвертым средством. Но кто способен к этому? Тот, кто внимателен к себе, кто решился нудить себя ко всякому доброму делу А поблажкой греху, ненасытимой преданностью удовольствиям, погоней за наживой, безмерной скупостью, безумной расточительностью грех истребить нельзя. Только нищетой духа, слезами раскаяния, алчбой и жаждой спасения и милостыней и приобретается чистота сердца. Очищение сердца и будет у белением нашей нити жизни, если она окажется очерненной грехом.
Итак, оглянемся назад, всмотримся попристальнее в нашу жизнь — этот клубок, ежегодно и ежечасно увеличивающийся и имеющий развернуться тогда, когда прервется нить жизни. О, дал бы Господь всем нам, чтобы этот клуб жизни оказался сплетенным из одних белых нитей наших добрых дел — правды, милосердия и покаяния, окропленных очистительною кровию Сына Божия!