Чтем ныне честных и многоцелебных мощей твоих пренесение. Проповедь иг. Леонтия в Верхотурском монастыре на Литургии в день Второго обретения мощей св. прав. Симеона
В эти светлые пасхальные дни, поклоняясь святым и многоцелебным мощам праведного Симеона Верхотурского, мы отмечаем 30-летнюю годовщину их второго обретения. Торжество возвращения мощей из запасников музея произошло во время празднования 1000-летия Крещения Руси, став знамением ее второго рождения. 27 лет назад святые мощи прибыли в Верхотурскую обитель, и это случилось ровно через 300 лет после их первого обретения в село Меркушино. Все эти годы не прекращалось народное почитание столь любимого всеми Праведника, по молитвам которого всегда совершалось множество чудес и исцелений.
Но был в нашей истории период времени, когда святой праведный Симеон, подобно живым мученикам и исповедникам, разделил с нашим многострадальным народом гонения за веру. Как известность и слава чудотворений пришла к нему, главным образом, после смерти, так и гонения, поношения и изгнание за свидетельство о Христе он претерпел уже после своей блаженной кончины.
Земную его скинию многократно намеревались уничтожить, но Господь не попустил этому случиться. Дважды святого Симеона пытались «разоблачить», высмеять перед людьми, но народ не смеялся, он плакал и молился угоднику Божию. Трижды его святые мощи помещали в разных атеистических музеях, чтобы опозорить, но всякий раз они становились предметом всенародного почитания, так что власти были вынуждены упрятать их в недоступное место.
Святой праведник Божий в итоге выстоял и, пребывая ныне в небесных чертогах Царствия Божия, в Духе Святом слышит все наши молитвы и прошения. Его победа – Христова, победа добра над злом, верности Богу над безбожием, победа жизни и воскресения над тлением и смертью.
В славянском языке есть такая форма глагола – прошедшее совершенное время, или перфект, когда события в прошлом имеют результат в настоящем. Как Христос «воскресл есть», т.е. однажды умер, воскрес и всегда пребывает с нами воскресшим, так и угодник Божий Симеон, как мы пели вчера в акафисте, «освятился еси», «прославился еси» и на всякое время слышит и исполняет все наши на пользу просьбы и моления. За свои прижизненные подвиги он сподобился вечного блаженства, стал истинным гражданином Царствия Небесного, пребывающего вне времени и пространства, где непрестанно радостно славословит Бога.
Но мы с вами, дорогие братья и сестры, хотя и стремимся идти за Христом, но еще не утвердились окончательно, еще не можем сказать, что победа Христова в нас возобладала. И лишь дела наши будут свидетельствовать на Страшном суде, относимся ли мы к тем кротким и верным чадам Церкви, которые всегда чтили Бога и Его святого угодника Симеона, или имеем своими отцами тех, кто гнал, притеснял и убивал святых Божиих. Как нам утвердиться в нашем христианском звании и уповании?
В праздник Преполовения Господь наш Иисус Христос обращается к уверовавшим в Него иудеям и призывает их пребыть в Его слове, т.е. исполнять Его святые заповеди. Он говорит: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна?ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31-32). Однако, хотя они и тянулись за Господом, но, как часто и мы с вами, еще до конца не понимали, зачем это нужно. «Мы свободны и никому никогда не были рабами» – возражают иудеи, а Христос им отвечает: «Вы ошибаетесь. Творящий грех – раб греха, а раб не пребудет в дому, т.е. в Царствии Божием, во веки, сын пребывает во веки. И если Сын Божий не освободит вас, то вы не сможете наследовать жизнь вечную». А некоторых Господь сразу обличил в том, что они – сыны дьявола, потому что исполняют его внушения и хотят убить Христа, говорящего им истину.
Поэтому понимание или непонимание той великой истины, что только со Христом возможно наше спасение, что только в Нем мы можем творить добро и наследовать жизнь вечную, и является критерием верной направленности жизни, разделяя живущих на земле на сынов света и сынов дьявола. Одни принимают все, что Господь велит им делать, послушны велениям Святой Церкви, а другие хотят изгнать Христа из своей жизни, чтобы Он не обличал их. Они не хотят видеть даже храм Божий в центре города, потому что он обличает их образ жизни. Такие люди боятся, что Христос, войдя в их жизнь, заставит меняться, нарушит то устоявшееся положение вещей, которое они почитают за мир и благополучие. И как жители Гергесинской страны, увидев исцеление двух бесноватых, в страхе умоляли Господа оставить их пределы, так и люди мира не понимают, что без Христа они останутся беззащитными перед силами зла.
Но святой праведный Симеон осознал до глубины души, что без Христа мы ничто. Он, прожив на земле короткую, не больше сорока лет, и незаметную жизнь, преставился ко Господу. Как говорит Священное Писание, он, «скончався вмале, исполнил лета долга» (Прем. 4, 13), «старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет изчитается» (Прем. 4, 8). Отвергнув блага мира сего, он не стал пользоваться преимуществами своего благородного происхождения, не пожелал богатства и покоя, но отправился на Урал, чтобы следовать за Христом, чтобы алкать и жаждать оправдания в Боге, творить добрые дела и искать духовного совершенства.
Последовав за Сказавшим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 28-29), праведный Симеон взял на себя благое и легкое иго Христово и обрел покой ума и сердца, став обителью Святого Духа. И мы знаем, что кротость его и незлобие были не слабостью, а свидетельством настоящей силы духа. Ибо силен тот, кто может возобладать над своим языком, и победившему самого себя не страшны никакие внешние враги.
Смирение, терпение, любовь даже к гонителям и обижающим – вот истинные свойства служителя Божия, ученика Христова, которые уже в этой жизни приобщают нас к спасению вечному. Вся жизнь святого праведного Симеона является свидетельством победы добродетели над духом мира, как и подтверждением той истины, что кажущееся хрупким и беззащитным смирение есть великая сила, возносящая человека к престолу Божию.
Святой праведный Симеон жил незаметно, убегал от славы, искал лишь одного Бога, Края желаний – Христа и, обретя это небесное сокровище, смог раздавать его, как свеча огонь, всем притекающим к нему. Слава, от которой он убегал при жизни, догнала Праведника после его блаженной кончины, когда и началось основное и самое плодотворное его служение. И мы с вами, имея перед собой пример его кротости, незлобия и бескорыстного служения ближним, будем трудиться в исполнении Христовых заповедей, твердо веря, что не останутся забытыми никакие усилия. Господь видит наши старания, даже если не все у нас получается. Если мы стремимся к Богу, возделываем землю нашего сердца, то Господь, непременно, насадит и возрастит в нем дивный сад добродетелей и сделает его небесным раем.
Поэтому, притекая к животворной раке угодника Божия Симеона, мы просим, чтобы та благодать, которая преизобильно изливается на нас от его святых мощей, поселилась и в нашей душе. Чтобы эта вода благочестия, скачущая в жизнь вечную, этот неисчерпаемый благодатный источник забил и в нашем сердце. Чтобы мы не верили только, но видели в себе духовными очами Воскресение Христово, победу над пороком, тлением, над всякой болезнью и смертью. И чтобы всегда с радостью воспевали в своем сердце: «Христос воскресе!»
Воистину воскресе Христос! Аминь.