История создания монастыря в лицах, двухтысячные годы
Архиепископ Викентий
Главой Екатеринбургской кафедры с 1999 г. по 2011 г. становится архиепископ Викентий, ныне Митрополит Ташкентский и Узбекистанский.
Именно архиепископу Викентию было суждено стать первым священноархимандритом обители на Ганиной яме. В августе 2000 г. Царская семья была канонизирована, и архипастырь, почитавший Царя и молившийся об этом, считал своим долгом сделать все возможное для ее увековечивания и прославления. Владыка утверждал: «Родина наша получила в трагедии, происшедшей на Русской Голгофе, пример жертвенного следования за Христом, жертвенного исполнения своего долга и заповедей Христовых. И эта жертва святых Царственных Страстотерпцев, последовавшие за ней подвиги новомучеников и исповедников Российских, всегда находили горячий отклик в народе Божием, звали народ к покаянию, к изменению своей жизни по нравственным законам святого Православия. По неизреченной милости Божией, именно подвиг святых Царственных Страстотерпцев разбудил души многих наших соотечественников».
Первого октября 2000 г. Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, совершил закладку первого камня в основание храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев - первого храма нового монастыря. Рассказывая об этом строительстве, Владыка говорил: «Монастырь будет из дерева, мы ставим в основу этого строительства мысль о том, что на этом месте созидается новая Россия, такая Россия, которая была до отречения Государя от престола. Преподобный Сергий Радонежский, когда строил свою Свято-Троицкую обитель, которая позднее стала Лаврой, - тоже возводил не каменный, а деревянный храм. Потом уже, после его кончины, были построены величественные каменные церкви. Так и мы думаем, что начинать надо с деревянных храмов, деревянных келий... С этим строительством начинается духовное восстановление России».
Через два месяца с начала стройки, 27 декабря, Владыка совершил чин освящения храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев. После чего в новом храме отслужил Божественную Литургию. Архиепископ Викентий и далее неусыпно трудился над духовным и материальным созиданием обители, чтобы она стала воистину духовной жемчужиной Урала.
Его помощником на этом поприще стал первый игумен монастыря (27 декабря 2000 — 20 апреля 2005 г.г.) – отец Сергий (Романов), который не только становится непосредственным участником монастырской стройки, но и первым собирателем святынь монастыря, чему способствовала помощь клириков и мирян как Екатеринбургской епархии, так и всего православного мира.
Так, 19 мая 2001 года обитель обрела великую святыню. В День рождения Государя Крестным ходом сюда был перенесен Крест-мощевик, содержащий частицы святых мощей 40 угодников Божиих и частицу Животворящего Креста Господня. Этот святой Крест прежде принадлежал Царской семье и в 90-х чудесным образом попал в Преображенский храм Екатеринбурга.
В начале 2001 г. отец Сергий совершал паломническую поездку в сербский Хиландарский монастырь на Афоне. Когда монахи узнали, что на Урале строится монастырь в честь почитаемой Сербией Царской семьи, они подарили монастырю — список с чудотворной "Троеручицы". Как повествуют монастырские предания, по молитвам матери у этой иконы был исцелен ее сын, серьезно обморозивший руки. Врачи готовились к операции по ампутации, но после молитвы перед иконой мертвые ткани стали оживать и руки были сохранены.
В 2002 г. из Центральной России в монастырь была привезена икона святителя Николая, принадлежавшая Государю до самой его кончины.
Схиигумен Сергий, став духовником женской обители в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», не теряет связи с монастырем, в который вложил столько души и труда. Он и сегодня вместе с монахинями приезжает на все значимые для Царской обители праздники и события.
20 апреля 2005 г. наместником монастыря становится игумен Феодосий (Гажу). Он рассказывал: «Когда я услышал слово «Екатеринбург», первые мысли были, что ехать придется на край света, практически на север. Но решил, что поступлю по воле Божией. Определил для себя так: каково будет благословение отца Кирилла (Павлова), такова, значит, и воля Божия. Отец Кирилл благословил меня, спросил только: «Не холодно тебе будет, ты же с юга?» Я попросил его за меня помолиться. В конце нашей встречи он подозвал меня к себе и сказал: «Феодосий, чтобы приносил духовные плоды!».
Конечно, монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев — это место нелегкое, особое. Да я и не готовился быть наместником. Я люблю строить, служить. До Екатеринбурга я служил в Николо-Сольбинском монастыре. Мне было очень интересно все — начиная с составления проекта, до непосредственно самих строительных работ. Когда приехал в монастырь на Ганину яму, то здесь уже было многое построено, казалось, что и делать больше нечего! Но потом понял, что и здесь еще есть много, что необходимо создать — жизни не хватит!»
Отец Феодосий и в самом деле пытался найти новый облик монастыря, обеспечивая его нужды.
Прихожанам монастырь при отце Феодосии особо запомнился развитием культурной жизни обители и просветительской деятельности, активной работой приходской воскресной школы.
После трудов в Царском монастыре он был избран Бишкекским и Кыргызстанским епископом, а с июля 2014 г. назначен Преосвященным Исикульской и Русско-Полянской епархии.