Top.Mail.Ru
О монастыре | Ганина Яма

К 100-летию со дня преставления следователя Н.А. Соколова

«В среду 26 ноября, его хоронил буквально весь город Сальбри с мэром во главе. Это была не толпа любопытных, а сочувствующие жители французы, явившиеся одетыми в траур отдать последний долг покойному. <…>

Когда после погребения русские благодарили мэра за трогательное внимание к их соотечественнику, мэр ответил, что такого случая, когда бы весь город хоронил кого-либо в Сальбри, он, мэр, не помнит, и что они, французы, пришли отдать последний долг представителю той России, которая была их союзницей и другом»

Так во Франции русские эмигранты вместе с коренными жителями, французами, провожали в последний путь судебного следователя по особо важным делам Николая Алексеевича Соколова, который скончался на чужбине 23 ноября 1924 г. 

Кем же был этот человек, за что такое трогательное отношение проявили к нему не только соплеменники, но и иностранцы, французские граждане?

Николай Соколов был тем, на кого правительство адмирала Колчака возложило, действительно, особо важное дело – раскрыть тайну гибели Царской семьи и их слуг в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.

Он отнёсся к этой миссии абсолютно самозабвенно и, проявив недюжинную силу духа, сумел в тяжелейших условиях Гражданской войны провести на высоком уровне расследование убийства Государя Николая II, Государыни Александры Федоровны с их детьми и некоторых других представителей Дома Романовых. В введении находилось расследование обстоятельств гибели брата Императора Михаила Александровича, сестры Императрицы Елизаветы Федоровны и иных страдальцев, замученных в Перми и под Алапаевском. В эмиграции он об этом напишет обстоятельную книгу и опубликует её в Париже незадолго до своей смерти. Спустя столетие его работа не потеряла своей актуальности и многие современные эксперты, представители следственных органов, историки, журналисты и простые граждане с большим уважением относятся к его самоотверженным трудам. 

Для увековечивания памяти об этом честном, мужественном и благородном человеке в Царской обители будет открыт памятник 23 ноября 2024 г. Его расположение в урочище Ганина яма неслучайно. Именно, здесь, на заброшенном руднике, еще задолго до основания монастыря, работал следователь Н.А. Соколов над изучением вещественных доказательств гибели Августейших страдальцев и их верных слуг, включая доктора Евгения Боткина.


Приглашаем посетить Царскую обитель 23 ноября 2024 г. 
Программа на этот день: 
- Литургия
- Панихида
- Открытие памятника 

Начало богослужения в 8:30 в Царском храме монастыря


Николай Алексеевич Соколов (1882 – 1924)

Родился будущий следователь по особо важным делам Николай Соколов 21 мая 1882 г. (ст. ст.) в уездном городе Мокшане Пензенской губернии в семье Алексея Михайловича и Надежды Владимировны Соколовых. Отец Николая Соколова, как и его дед, были купцами второй гильдии. Уже на третий день после рождения новорожденный был крещён в Богоявленской церкви г. Мокшана. В крещении младенец был наречен Николаем в честь святителя Николая Чудотворца.  

photo_2024-11-14_11-28-56.jpg

В 1900 г. Николай Соколов успешно окончил 2-ю мужскую гимназию г. Пензы, где обучался в течении 8 лет. Гимназическое образование открывало ему возможность поступления в университет, что он и сделал, выдержав экзамен на юридический факультет Харьковского университета, бывшего в то время одним из лучших высших заведений Российской Империи.  

В 1904 г. Николай Соколов получает диплом о высшем юридическом образовании.  Несмотря на возрастающее в эти годы революционное движение, студент Соколов не был замечен среди участников антиправительственных выступлений. По завершении обучения он получил высокую характеристику от руководства университета, где было отмечено, что Николай  «в бытность свою студентом не принимал участия в такого рода противозаконных проявлениях, которые обнаруживали бы явное неуважение к закону или к установленным властям».

Будучи монархистом по духу, Николай Алексеевич тяжело переживал революционные потрясения 1917–1918 гг., в которые была вовлечена вся Россия. Видя ужасные масштабы произвола и разгул преступности, он пытался вести активную борьбу с бесчинствами большевистского режима. В 1918 г. Н.А. Соколов вступил в антибольшевистскую монархическую организацию под началом генерал-лейтенанта С.Н. Розанова, выполняя его поручения в тылу у красных на начальном этапе Гражданской войны. Однако масштаб революционного террора вскоре заставляет Николая Соколова принять решение об оставлении прежнего места жительства. Он переходит на территорию, находившуюся под контролем белой армии в Сибири. В ноябре 1918 г. Н.А. Соколов переходит на должность следователя по особо важным делам Омского окружного суда.  

photo_2024-11-14_11-28-47.jpg

В феврале 1919 г. состоялась судьбоносная встреча следователя Соколова и адмирала Колчака, на которой он предложил Николаю Алексеевичу ознакомиться с материалами дела о гибели Царской семьи для дальнейшей работы по раскрытию этого преступления. Николай Алексеевич принял это предложение. А.В. Колчак своим приказом дает Соколову самые широкие полномочия, повелевая всем «местам и лицам» выполнять любые его требования. В марте 1919 г. Николай Алексеевич переезжает в Екатеринбург, где он целиком посвятил себя работе. Им были собраны многие вещественные доказательства, показания свидетелей и подозреваемых; организованы масштабные поисковые работы на заброшенном руднике в урочище Четыре брата.

photo_2024-11-14_11-28-37.jpg

В июле 1919 г. армия Колчака стала проигрывать войну большевикам. Возникла реальная опасность захвата ими Екатеринбурга. Ввиду приближающейся опасности Николай Соколов экстренно завершает все следственные мероприятия и собирает материалы дела для вывоза их в более безопасное место. В составе отступающих частей белой армии Соколов вместе со своей супругой Варварой уезжает на восток. Учитывая возможные трудности на дальнейшем пути, адмирал Колчак седьмого августа подписывает указ, по которому все власти на местах должны были оказывать Соколову всемерную помощь в продвижении по России.  

photo_2024-11-14_11-28-39.jpg

Дальнейший путь Николая Соколова пролегал из Омска в Читу, где он узнал об окончательном поражении белой армии. С этого момента для белогвардейского следователя наступают трудности с дальнейшим продвижением вперед – местная власть в лице атамана Семёнова оказалась не готовой оказать ему помощь и даже мешала продолжать расследование. Однако при содействии генерала Дитерихса вопрос дальнейшего маршрута был решен. На поезде с эшелоном американского полка Николай Соколов отправляется в Харбин.  

Два месяца в Харбине для следователя Соколова прошли в поиске возможных решений по отправке материалов Царского дела. Там он знакомится с местным русским предпринимателем, который оказал Соколову немалую финансовую помощь.

Соколову становится известно, что в Англии, куда вначале предполагалось отправить все материалы его дела, отказываются принять их. Он оказался перед непростым выбором. Возвращаться на Родину нельзя, оставаться на линии КВЖД было тоже опасно. В этой сложной ситуации французский генерал Жанен помог морским путём доставить материалы следствия в континентальную Европу, куда отправился и сам следователь.

В середине июня 1920 г. следователь Соколов оказывается в Париже. Здесь, в Европе, ему удалось собрать ряд важных показаний (среди допрошенных были такие лица, как А.И. Гучков, П.Н. Милюков, А.Ф. Керенский и др.), а также расшифровать секретную телеграмму об убийстве Царской семьи. 

Однако, доставленные материалы следствия с вещественными доказательствами, вопреки имевшейся договоренности, не были приняты Великим князем Николаем Николаевичем, который велел передать их дипломату М.Н. Гирсу. 

На чужбине Николай Соколов не встретил сочувствия ни только у «левой», но и у «правой» части русской эмиграции. Но надо было продолжать свою работу. 

photo_2024-11-14_11-28-42.jpg

В 1924 г. книга следователя Соколова вышла на французском языке под названием «Расследование убийства Российской Императорской семьи». Спустя несколько месяцев после ее публикации Николай Алексеевич скоропостижно умирает, не успев подготовить русское издание своей книги. Но в следующем году книга Соколова все же выходит в свет на русском языке под названием «Убийство Царской семьи». Обе книги, хоть и отличаются текстуально, но имеют общую структуру повествования.

Однако, определенные вопросы к наследию Н.А. Соколова всё-таки остаются, ведь в первом издании его книги (на французском языке) есть такие слова: «Среди собранных мною документов есть несколько таких, публикация которых кажется мне преждевременной. Они будут ждать своего часа…». Какие документы хотел опубликовать следователь Соколов? Этот вопрос пока будет ждать своего ответа. 


14 ноября 2024

Другие новости