К 125-летию первого путешествия на императорском «Штандарте»

 8 сентября 1896 года Царская чета (Государь Николай Александрович и Государыня Александра Феодоровна) впервые вышла в море на борту императорской яхты Штандарт, ставшей, по словам Великой княжны Ольги, для неё настоящим «плавучим домом».

Судно, построенное по специальному заказу в датской верфи «Burmeister & Wein», прослужило Царской семье до 1914 года, с началом Великой войны перейдя в распоряжение военного ведомства.

Корпус яхты выполнялся клёпанным из стали. Судно имело две палубы – верхнюю и главную, а так же две платформы в оконечностях – носовую и кормовую. В средней части "Штандарта", под машинным и котельными отделениями, простиралось второе дно, которое разделялось водонепроницаемыми отделениями.


Носовая надстройка состояла из двух ярусов и имела ходовой мостик. В первом ярусе носовой надстройки расположили штурманскую рубку и две каюты для начальствующего состава. Второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой.

Кормовая надстройка большая, одноярусная отделанная красным деревом, в ней размещались столовая для официальных приемов на 70 человек, рабочий кабинет и приемная императора. Ровная верхняя палуба обшивалась брусками из американского тика. На главной (царской) палубе находились императорские апартаменты, включавшие в себя общую гостиную, отдельные кабинеты и отдельные спальни Государя, Государыни и вдовствующей Императрицы, столовая, салон, каюты Наследника, каюты Великих князей и княжон, офицеров яхты и корабельная кают-компания. На носовой платформе размещались кладовые, мастерские, душевые и кубрики команды, ниже находились грузовой трюм и пороховой погреб. На кормовой платформе располагались каюты для детей императорской фамилии, помещения для прислуги, радиорубка, душевые кабины, а ниже - рефрижераторные камеры для скоропортящейся провизии. Помещения судна освещались электричеством.

Спасательные средства яхты включали 2 больших паровых катера красного дерева, 2 моторных катера, 2 больших 14-вёсельных баркаса, 2 10-вёсельных баркаса, 2 шестивёсельных яла и 2 8-вёсельных шлюпки.

Главная энергетическая установка паро-парусная, с 24 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 6000 л.с. каждая, которые вращали два бронзовых винта.

Вооружение яхты состояло из 8 одноствольных 47-мм пушек Гочкиса, которые располагались в носовой части верхней палубы с обоих бортов.

В сентябре 1896 года, после ходовых испытаний, яхта приняла на борт Государя Николая II и его супругу, Императрицу Александру Фёдоровну, и в сопровождении яхты «Полярная звезда» ушла в Англию. Яхта «Штандарт» совершила своё первое дальнее плавание в Европу по маршруту Копенгаген (Дания) – Плимут (Англия) – Шербур (Франция) – Кронштадт.

В 125-летнюю годовщину этих событий в дар монастырскому музею от посетителей был передан точный макет яхты «Штандарт», который уже нашёл своё место в одном из залов экспозиционно-выставочного центра.


Увидеть макет императорской яхты «Штандарт» и другие экспонаты посетители смогут в любой день недели с 11:00 до 16:30.


26 Ноября 2021

Другие новости