К 30-летию первого архиерейского Крестного хода

В 1992 году 19 июля состоялся первый Крестный ход с участием архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Мелхиседека. Но этому предшествовало множество эпохальных событий, которые происходили в стране и на Урале в частности.

 ПРЕДПОСЫЛКИ

 В самом начале 1990-х годов в России происходят глобальные перемены. Идеологический фундамент коммунистического строя дал трещину и всё огромное здание государства (Союз Советских Социалистических Республик) пришло в движение. Огромная многонациональная страна погрузилась в глубокий кризис.

8 декабря 1991 г. лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии (Борис ЕЛЬЦИН, Леонид КРАВЧУК и Станислав ШУШКЕВИЧ) в правительственной резиденции Вискули в Беловежской Пуще подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) и роспуске СССР. 

В это время в России стали открыто говорить и свободно высказываться по разным вопросам. Появилось множество общественно-политических организаций. Началась активная религиозная деятельность, которая проявлялась как в созидательных, так и деструктивных формах (секты).

 ГАНИНА яма НАКАНУНЕ

 К концу эпохи перестройки в городе Свердловске начинает формироваться община православных граждан, почитавших мученический подвиг Царской семьи. Одна из нескольких задач, которую ставила перед собой община, заключалась в содействии строительству Храма-на-Крови.

В самом начале 1990-х гг. Вознесенская горка, на которой находился дом Ипатьева, была в центре внимания общества. Однако о Ганиной яме упоминали еще нечасто. На протяжении 70 лет говорить в «открытую» о ней было нельзя. Жители близлежащих населённых пунктов (д. Коптяки, г. Среднеуральск, пос. Шувакиш) нередко посещали это место в поисках грибов, ягод. Старожилы называли заброшенные места рудодобычи "царскими ямами" или "царскими шахтами".

С конца 1970-х до начала 1990-х годов в 2-х километрах от Ганиной ямы (в поселке Шувакиш) был создан один из самых крупных в СССР вещевой рынок-барахолка, который в народе из-за колоссального скопления людей называли «Тучей».

В тоже время, в эти места начинают постепенно приезжать и те, кто проявлял интерес к истории гибели Царской семьи. Но найти Ганинский рудник (тем более сам шахту №7), без специальной подготовки было в то время очень сложно.

С приходом гласности и свободы слова заброшенный рудник в Коптяковском лесу впервые привлек к себе открытое общественное внимание в июле 1991 г., когда в Екатеринбург приехал русский писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997). Он прибыл из столицы в составе целой делегации, в которую входили депутаты Моссовета и деятели культуры.

Правящий архиерей Свердловской епархии, архиепископ Мелхиседек (Лебедев), не смог поехать к "царским шахтам". Он выделил двух священнослужителей (протодиакон Игорь Романенко и дьякон Георгий Еремеев, будущий архимандрит Гермоген), которые помогли В.А. Солоухину совершить поиск бывшего Ганинского рудника, о расположении которого практически ничего не было известно. 16 июля 1991 г., взяв из кафедрального Иоанно-Предтеченского храма специально сделанный деревянный крест, они отправились на автобусе в деревню Коптяки. Среди всех опрошенных местных жителей только один пожилой человек (1911 года рождения), погорелец, решился указать священнослужителям и всей делегации это святое место. Звали его Александром Николаевичем.

 Во время визита В.А. Солоухина на печально известный рудник в Коптяковском лесу был установлен привезённый ими деревянный крест . Мемориальное место "Ганина яма" было обозначено. От рудокопов сохранились здесь ямы и овраги. Необходимо было определить где конкретно находилась шахта № 7, около которой в июле 1918 года палачи производили уничтожение святых останков Императорской семьи. Тогда, в 1991 г., ее точное местонахождение не было установлено.

21 Сентября 2022

Другие новости