Top.Mail.Ru
О монастыре | Ганина Яма

Крестным ходом в Царский монастырь

На Царские дни в Екатеринбург приехали люди из самых разных уголков России и мира. Но во время богослужений, во время крестного хода диалекты, разные традиции – всё не важно, все – братья и сестры.


  

Ежегодный крестный ход от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме – труд тяжелый.


  

Вот архимандрит  Гермоген (Еремеев) читает стихотворение «Дом особого назначения», десятки тысяч людей с трепетом слушают этот проникновенный рассказ в стихах, но уже понемногу выстраиваются в колонну. Казаки, которые на протяжении всего крестного хода будут помогать колонне преодолевать «узкие места»: мосты, повороты, сейчас встали в живую цепь, чтобы провести священнослужителей во главу крестного хода. Хоругви, иконы, порой и сами нелегкие, увешаны килограммами украшений – пожертвованиями благодарных христиан в ответ на оказанную милость.


  

Весьма прохладно, ветер, но бывалые крестоходцы рады – легче будет идти. В прошлом году, когда в это время стояла жара, особенно тяжко приходилось сердечникам и гипертоникам. В самом деле, это во время ночной Божественной Литургии у Храма-на-Крови было зябко, а движение быстро согревает. Несколько раз пытается припустить дождик, и его многие крестоходцы воспринимают как небесное кропление. А где-то ближе к окраине становится видно, как над фонарями зависает водяная пыль, поэтому идти и впрямь не холодно, не жарко и не пыльно.


  

Сначала в шеренгах пытаются петь разные молитвы, но при ходьбе нет ничего лучше Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Если посчитать, то за  четыре часа колонна пропела эту молитву около 5000 раз. Хотя четыре часа – это тоже условная цифра, колонна была огромной, и ее хвост пришел часа на полтора позже. Каждые три секунды при ходьбе петь тоже непросто – не хватает дыхания, поэтому вскоре образовываются мужские и женские «хоры», которые чередуют молитву, но сама она при этом ни на миг не угасает.


  

Самый популярный вид «транспорта» в колонне – это детские коляски. Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института при Ново-Тихвинском монастыре рассказывает: «Нам специально пришлось покупать для крестного хода двухместную коляску. Малыши разновозрастные, поэтому обычно хватало одной коляски, но сейчас нужно сразу везти двоих». Встречаются в колонне инвалидные коляски, был даже велосипед. Его обладатель сообщает: «У меня больной сустав, поэтому духовник благословил воспользоваться велосипедом, хотя по возможности буду идти где-то и пешком». Кто-то идет с тросточкой, кто-то в качестве трости использует зонт. Замыкают колонну два автобуса, куда садятся уставшие и неважно себя чувствующие.


  

Епархиальная православная служба милосердия обеспечивает первую помощь нуждающимся. Татьяна, сестра милосердия, рассказывает: «Обращения были, но, слава Богу, случаи нетяжелые. У кого-то голова заболела – нужна таблетка, кому-то пластырь понадобился. Одну малышку укусил комарик, она заплакала. Подули на укушенное место, помазали, дали аскорбинку. Конечно, главная помощь людям в этом крестном ходу не от нас, а от Царственных Страстотерпцев».  Так считает не только Татьяна, поэтому логической точкой окончания работ для сестер и волонтеров службы станет молебен святым Царственным Страстотерпцам 19 июля в Храме-на-Крови.


  

Колокольные звоны сопровождают путников весь маршрут. Сначала Храм-на-Крови проводил крестоходцев звоном колоколов, далее, когда колонна проходит мимо какого-либо храма, ее также встречают и провожают колокола. Первая «колокольная встреча» храма святителя Иннокентия Московского была для некоторых ходоков радостным сюрпризом. «Братья, сестры! Присоединяйтесь к нам!» - кричали в колонне. Впрочем, действительно, колонна прирастала крестоходцами во многих точках маршрута: у Дворца Молодежи, у некоторых торговых центров. Хотя были и отстававшие. Так, например, три старушки дошли с колонной до ул. Ватутина, почти полпути, -  и остались дома.


  

Тем и прекрасен этот крестный ход, что он - личное дело, личный труд каждого. Никто не загоняет людей в колонну насильно, никто не заставляет совершать непосильных подвигов. Только собственное желание послужить Богу по своим возможностям ведет верующих в этот путь. В монастырь святых Царственных Страстотерпцев в эти дни приезжали многие, чтобы потрудиться в свою силу и меру. Раба Божия Галина семидесяти трех  лет, из удмуртского села, специально приехала на три дня в Царский монастырь. Ночевать с комфортом тут пока негде. Но Галину это не останавливает. Две ночи она провела на скамье в храме Сергия Радонежского, днями мыла пол в храмах, молилась на всех богослужениях. На вопрос: не тяжело ли ей, отвечает: «Чтобы этого захотелось, нужно жизнь прожить. Я бы вообще из монастырей не уезжала, тут бы и трудилась до самой смерти, да здоровье не позволяет. А в монастыре поработать, так это радость. Бог радуется, и мне радостно. Я к Богу-то поздно пришла после смерти мамы, но теперь, и представить себе не могу другой жизни. То в Дивеево приеду, там меня сразу на Канавку ставят цветочки полить, прополоть, а сейчас на Ганину Яму тропинку протоптала. Простите, разговор затянулся, а мне еще поработать нужно успеть. Бог-то не за разговоры милует».


  

Кто-то в надежде на милость Божию трудится в паломнической поездке, кто-то идет Царским Крестным ходом. Есть здесь ровесницы Галины, а есть и те, кто годится ей в правнучки.


  

Семья из Абакана: мама, папа и дочки: одной 15, другой 7 лет, идут Царским  крестным ходом уже второй год. Света, младшая из семьи, рассказывает: «Я не всегда своими ногами шла, иногда ехала на папе, но нынче сама уже прошла больше, чем в прошлом году. И сестра мне помогала, за руку все время держала».


  

Огромным утешением было услышать во время крестного хода такие слова, которыми чья-то жена поддерживала своего уставшего мужа: «Это очень важное дело, если не зацикливаться на усталости, а сверху на все это посмотреть, то можно понять, что мы сейчас отмаливаем свои грехи, за своих предков молимся для того, чтобы наши дети не были обвешаны такими страстями, как мы в свое время, чтобы стране было лучше».  В шеренге рядом эта мысль приобретает свое развитие: «Может, этот  крестный ход, то, что нашу страну и держит. Представляешь, 50 000 человек сейчас получают любовь Божию, а потом у нас хватит любви, чтобы ей   делиться с другими, делать жизнь лучше вокруг себя». И все эти рассуждения заглушает громкая молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас».


  

В монастырь на Ганину Яму идут разные люди, некоторые несут с собою особо почитаемые в своих регионах или на своих приходах святыни, чтобы участники крестного хода смогли разделить с ними великое почитание православных святынь. Некоторые несут подарки для монастыря. Так, например, Братство святого благоверного князя Александра Невского из Томска специально для монастыря написало аналойную икону праведного старца Феодора Томского, и с частицей мощей святого Феодора члены братства во главе с председателем иереем Сергием Никаноровым принесли ее в дар монастырю. В ответ монастырь подарил Братству икону святых Царственных Страстотерпцев.


  

Последние пять километров пути достаются особо тяжело. Силы уже на исходе. Кто-то потерял один башмак, и шествует в носке. Одиночные туфли оставлены на протяжении всего маршрута. «В следующем году обязательно возьму обувь с задниками и на шнурках», - делится босой участник крестного хода, - «сзади иногда наступают на пятки, а потом уже нет ни времени, ни сил переобуться, да и обувь рвется».  Глаза многих с надеждой ищут указатели: «до монастыря 5 км», «до монастыря 2 км». И вот колокольный звон, монастырский забор, значит, до входа остались считанные метры.


  

Кто-то сразу оккупирует лавочки, ступеньки, самые сильные духом наполняют и переполняют галерею у шахты № 7 – идет молебен Царственным Страстотерпцам. У Поклонного Креста Обители служат митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Владыки, приехавшие специально на Царские дни,  а также наместник монастыря архимандрит Пимен и священнослужители разных епархий.


  

 В Царском храме собираются те, кто хочет побывать на Божественной Литургии. Гости из Челябинска не успели исповедаться и наместник Обители архимандрит Пимен назначает священников на исповедь, чтобы никто не остался без благодати святого Причастия на этой торжественной Литургии в день памяти небесных покровителей монастыря.


  

Не сразу, но разгораются полевые кухни, самовары. Идет угощенье: гречневая и пшенная каши с овощами уписываются за обе щеки. На входной площади пустеют стаканчики с квасом и водой – хвост крестного хода только подтягивается.


  

А кому-то уже и на работу. Три автобуса, следующие до города, увозят партии крестоходцев. Желающих уехать много, поэтому порой приходится подождать, но ожидание длится всего минут пятнадцать, и даже самые спешащие успокаиваются.


  

Впрочем, сколько бы людей не уезжало, впечатление такое, что в монастыре народа все больше и больше. Переполнены храмы, сидящими и лежащими людьми по-прежнему усеяны все газоны. И не удивительно, Царские дни продолжаются, впереди день памяти преподобного  Сергия Радонежского, и Всенощное бдение в монастыре. А кто-то уже к воротам монастыря заказывает такси, чтобы к Всенощному успеть в Алапаевск.


19 июля 2013

Другие новости