Некоему богату угобзися нива. Проповедь наместника на Литургии в Неделю 27-ю по Пятидесятнице
«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо?льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 16-21).
Господь обращается к нам сегодня с притчей о человеке, у которого случился неожиданно большой урожай, чтобы мы увидели в ней глубокий смысл и предостережение для себя. Тема притчи – отношение к богатству. Как воспринял этот человек такой обильный урожай? Обрадовался, как конечному счастью, как гарантии сытой и беззаботной жизни на многие годы, за что Господь называет его безумным. В самом деле, какая польза от сытости и какой смысл в материальном достатке, если внезапно придет смерть и перенесет тебя в мир иной, где совсем другие проблемы и совсем другие радости? Об этом даже есть лаконичная и точная народная пословица: «Жизнь на нитке, а думает о прибытке».
В материальном плане богатство является благом, в духовном же смысле – это по меньшей мере испытание, искушение и соблазн, если не сказать зло. Человек создан для общения с Богом, для высших состояний духа, а о низшем и материальном взялся позаботиться его Создатель. Ибо верен Обетовавший: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Если же человек, венец Божьего творения, оставляет данное ему Творцом великое служение и начинает гоняться за низшим, чтобы иметь больше материальных благ, он рискует потерять свое царское достоинство.
Именно это имеет в виду Спаситель, когда говорит: «Любящий душу свою погубит ее, а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 25-26.). Христос пришел показать нам наше высшее призвание, путь на Небо, а материальное богатство уводит от этого спасительного пути в сторону. Идти же двумя этими путями одновременно невозможно: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6, 24).
Да и саму притчу Господь рассказывает после того, как два брата просили Его разделить им имение, т.е. обратились явно не по адресу. Христос, пришедший спасти нас от греховной смерти, предупреждает: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).
От этого предостерегает и святой праведный Давид: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Сердце, живое и трепетное, прилепляясь к бездушной материи, умирает, дух, смешиваясь с землей и тленом, угасает. В конце концов, человек, созданный для общения с Богом, но живущий плотски, подобно скотам несмысленным, просто использует дар Создателя не по назначению, и конец сему – духовная смерть.
Чтобы богатство не навредило, нужно помнить о цели нашей жизни и направлять его на ее достижение, т.е. на стяжание и умножение любви. Данный Богом избыток должен восполнить недостаток других. «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11), – учит святой Иоанн Креститель. Так человек «в Бога богатеет», запасая себе на Небе неоскудеваемое богатство, сокровище милосердия, которое не ржавеет и не может быть похищено.
Это прямой смысл притчи, но давайте разберем и иносказательный. Что будет, если мы вместо материального богатства под урожаем будем понимать душевную полноту, довольство, удовлетворение, изменится ли что-то по существу? Нет. Душевные радости, разнообразные приятные чувства, развлечения, удовольствия и комфорт временно питают душу, но не делают ее духовной, не приближают к Богу. Более того, они создают иллюзию полноты духовной жизни, ощущение наполненности и тоже сбивают человека с толку. Причем источником этого мнимого богатства может быть материальный достаток, как у богача из притчи, а могут быть и ложные духовные настроения. Всякая гордость, самомнение, превозношение, прелесть есть неправедное богатство, пародия на духовную полноту в Боге.
Такую самодовольную и самоуспокоенную душу обличает Бог: «Ты говоришь: “Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3, 17). А в Евангелии Господь говорит: «Горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение (в земной жизни, а в вечности не ждите); горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалчете; горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 24-25). Ведь по смерти взято будет от вас все то, чем вы тешили свои страсти, все то, что вас наполняло, радовало и питало, потому что не в Бога вы богатели.
Итак, мы нуждаемся в трезвости, в духовном зрении. Святые отцы вслед за древнегреческими философами наставляют: «Познай себя». Пойми, на чем и из какого материала строишь ты себе дом для вечности, какими богатствами наполняешь? Познай свою духовную нищету и обратись к Богу, проси у Имеющего, и Он наполнит твою душу жизнью с избытком. Милуй ближних, прощай сам и списывай им их долги перед Отцом, и они возьмут тебя в свои небесные обители. Не будь безумен, собирая временное и тленное, но наполняй свои небесные житницы делами милосердия, богатей в Бога добродетелью, чтобы наследовать тебе вечное блаженство со всеми возлюбившими Его. Аминь.
2 декабря 2018 г.