Top.Mail.Ru
О монастыре | Ганина Яма

Николай II: становление личности

19 (6 по ст.ст.) мая 1868 г. у Цесаревича Александра Александровича, будущего Императора Александра III и его супруги Марии Федоровны родился долгожданный ребенок.  

«Бог послал нам сына, которого мы нарекли Николаем. Что за радость была – это нельзя себе представить. Я бросился обнимать мою душку-жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал, как дитя, и так легко было на душе и приятно». (Из дневника Императора Александра III). 

Родители будущего Императора Николая II 

Император Александр III (1845–1894) был настоящим богатырем – он мог завязать узлом железный прут или пальцами согнуть серебряный рубль. За 13 лет его царствования Российская Империя совершила мощный экономический рывок, создала сильную промышленность, перевооружила армию и флот, стала крупнейшим в мире экспортером сельскохозяйственной продукции. Все годы правления Александра III Россия прожила в мире, за что в народе он был прозван Миротворцем.

Императрица Мария Федоровна (1847–1928) – урожденная датская принцесса Мария-София-Фридерика-Дагмар. Став русской Императрицей, она деятельно подошла к своим обязанностям, став надежной помощницей своего августейшего супруга. Три четверти своего бюджета она отдавала на благотворительность. Мария Федоровна обладала редкой способностью завоевывать симпатию даже у самых неприветливых людей. Это качество унаследует и ее сын, Император Николай II. 

Воспитание, образование, испытания 

Воспитание Цесаревича Николая не было ограничено дворцовыми стенами. Одним из друзей его детства стал сын приглашенной во дворец учительницы. Сохранились слова Александра III, сказанные ей в качестве напутствия: «Имейте в виду, что ни я, ни Великая Княгиня не желаем делать из них [детей] «оранжерейных цветов». Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу и ни о каких престолах не думать».

Детей воспитывали в строгости, в уважении к старшим, любви ко всему русскому, обучали русским традициям и идеалам, вере в Бога.    Императрица Мария Федоровна не забывала о маленьком сыне в своих многочисленных делах и много времени посвящала заботе о нем. Часто она сама купала младенца и выполняла работу, которую обычно поручали прислуге.

Когда юный Цесаревич подрос, ему назначили первых учителей. Руководителем учебных занятий был назначен генерал-адъютант Данилович, внимательно следивший за успеваемостью своего воспитанника.

«С гувернером [воспитатель-мужчина] дела обстоят замечательно, и, надеюсь, так будет и дальше. По его словам, он всем рассказал, что очарован Ники, его прекрасной открытой натурой и добрым характером, что он весьма и весьма развит… Как видишь, мальчик начал серьезно заниматься, и говорю с печалью в сердце, что самое прекрасное время осталось в прошлом; сам он весьма доволен и, к моей радости, любит читать и учится с огромным желанием». (Из письма Марии Федоровны Императору Александру III).

По свидетельству Николая Обручева, внучатого племянника генерал-адъютанта и одного из учителей будущего Императора по военному делу Н.Н. Обручева, в обязательную программу учебных занятий Цесаревича Николая Александровича входил восьмилетний общеобразовательный курс и пятилетний – высших наук. Общеобразовательный курс был составлен по программе классических гимназий, но вместо преподавания классических языков (латинского и древнегреческого) было введено преподавание естественнонаучных дисциплин: минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии.

«Курс высшего образования, – пишет Н. Обручев, – включал следующие науки: политическую экономию, право и военное дело (военно-юридическое право, стратегию, военную географию, службы Генерального штаба). Выбор преподавателей был сделан тщательный; в его состав вошли корифеи наук – профессора высших учебных заведений Российской Империи, такие, как К.П. Победоносцев, выдающийся юрист и автор замечательного трехтомного труда о русском праве, блестящий оратор и глубоко верующий человек; Н.Х. Бунге, М.Н. Капустин, Е.Е. Замысловский и выдающиеся авторитеты военной науки…»

В детстве и юности будущий Император Николай II пережил немало потрясений, которые внесли существенный вклад в формирование его личности. Очень рано он стал понимать, что в жизни есть не только радость, но и горе, а мир и благополучие не могут защитить от испытаний.

Еще в двухлетнем возрасте Цесаревич стал свидетелем смерти своего младшего брата Александра, который внезапно заболел и умер, не прожив и года. Когда родители рассказали об этом старшему сыну, мальчик воспринял эту весть спокойно и, когда его повели прощаться с Александром, совсем не боялся, поцеловал мертвого в лоб и положил на него красную розу.

Настоящим потрясением для 12-летнего Цесаревича станет убийство террористами его Царственного деда, Императора Александра II. Когда умирающего Императора привезли во дворец, его окружили родные и близкие. Потрясённый горем, стоял возле мертвого деда и его старший внук. В памяти Императора Николая II последние минуты жизни деда сохранятся на всю жизнь.

«Когда мы поднимались по лестнице, я видел, что у всех встречных были бледные лица. – Вспоминал Николай Александрович. – На коврах были большие пятна крови. Мой дед истекал кровью от страшных ран, полученных от взрыва, когда его несли по лестнице. В кабинете уже были мои родители… Мой отец подвёл меня к постели. «Папа, – сказал он, повышая голос, – Ваш «луч солнца» здесь». Я увидел дрожание ресниц, голубые глаза моего деда открылись, он старался улыбнуться. Он двинул пальцем, но он не мог поднять рук, ни сказать то, что он хотел, но он несомненно узнал меня...» (из книги К.С. Буксгевден «Император Николай II, каким я его знала»).

Очередное испытание ждало Цесаревича Николая в его путешествии по странам Востока в 1891-1892 годах, куда он был отправлен своим отцом Александром III. Посетив на своем пути Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Сиам, Сайгон и Гонконг, Наследник прибыл в Японию. Проезжая по улице города Отсу, внезапно он подвергся нападению японского самурая, который набросился на Цесаревича и ударил его саблей по голове. Только благодаря быстрой реакции сопровождавшего Наследника принца Греческого Георга инцидент не закончился плачевно.

«От всего сердца благодарю тебя за твое милое интересное письмо, несказанно меня обрадовавшее: то были первые страницы, написанные твоей дорогой рукой, которые я прочел после несчастного случая со мной в городе Оцу 29-го апреля, – писал Цесаревич Николай домой своему отцу Александру III. – Я не могу достаточно благодарить Бога, что милый Борович [греческий принц Георг] был со мной тогда и только благодаря его смелости – я спасся! Он догнал бежавшего за мной полицейского и своей известной силой ударил его по голове; тот сразу повернулся и уже замахнулся на Джоржи саблей, но тотчас же смертельно бледный повалился на землю».

Рана, нанесенная японским полицейским, который оказался фанатиком, оказалась поверхностной, но шрам от нее сохранился на голове Николая Александровича на всю жизнь.

Испытания детства и юности внесли свой вклад в формирование личности будущего Императора. Самообладание в самых тяжелых ситуациях, мягкость в общении, но решительность в исполнении своих намерений – таким человеком будет Государь, вступив на российский Престол 2 ноября (20 октября по ст.ст.) 1894 г.

17 мая 2023

Другие новости