Образование в Царской России

123 года назад в Российской Империи стартовала реформа школьного образования. Масштабы преобразований опровергают известный миф о неграмотной и отсталой дореволюционной России.

photo_2022-08-30_16-36-51.jpg

По указу Императора Николая II в 1899 году были утверждены две программы по реформированию средней и высшей школы. Ключевые идеи, которые были заложены в основу этой работы, были разработаны при личном участии Государя. Они звучали так:

- коренной пересмотр учебного строя,

- преодоление отчужденности школы от семьи,

- упразднение бюрократии,

- единство умственного и нравственного образования.

Сейчас мы можем оценить мудрость слов, сказанных Императором министру образования Боголепову в начале его деятельности:

«Не ожидайте видеть скорых плодов своей деятельности. Наша жизнь так ничтожна и так коротка в сравнении с жизнью целого государства, что каждый государственный деятель в свою короткую жизнь может сделать весьма мало. Тем не мене надо прилагать все свои силы на общую пользу».

Государь был прав: реформа образования последовательно претворялась в жизнь восемью министрами, а некоторые ее результаты сказались уже после революции.

photo_2022-08-30_16-36-53.jpg

Грамотность в Царской России. Верны ли цифры?

Началом подготовки большой реформы образования считается 1897 год, когда по указу Государя впервые была проведена Всеобщая перепись населения Российской Империи. Одной из основных в анкете была графа об образовании. Результаты оказались печальными: к концу XIX века Россия подошла с малообразованным народом, лишь 21% которого обладало элементарной грамотой.

Но так ли это было на самом деле? Современные исследователи считают, что при подсчете были допущены существенные ошибки:

- в переписи участвовали дети младше 9 лет,

- не учтена неоднородность населения Империи: значительное ухудшение статистики давали среднеазиатские территории, в то время как грамотность в Великом княжестве Финляндском достигала почти 100%.

Даже с этой поправкой в Европейской части России грамотность в 1897 году была 30%, среди мужчин – 43%.

photo_2022-08-30_16-36-50.jpg

Но был и другой существенный пробел. Переписчиками совершенно не учитывалось умение читать по-церковнославянски! Такие люди формально оказывались неграмотными. В то же время, как подчеркивают ученые-языковеды Кравецкий и Плетнева,

«для носителей традиционной культуры богослужебные тексты были, вероятно, более понятными, чем произведения русской классической литературы».

Без сомнения, русский человек конца XIX – начала XX века имел в большинстве своем именно «церковную» грамотность. Польза изучения церковнославянского языка как языка высокой поэзии и богословия продвигалась таким выдающимся народным учителем, как Сергей Александрович Рачинский.

«Ребенок, приобретающий в несколько дней способность писать «Господи, помилуй» и «Боже, милостив буди мне грешному», заинтересовывается делом несравненно живее, чем если вы заставите его писать «оса», «усы» …»

– утверждал педагог, чья школа в селе Татево получила всероссийскую известность.

Рекордные суммы на образование

Развеять распространенный миф о том, что Император Николай II не занимался образованием своего народа нетрудно, опираясь на известную сегодня статистику. Цифры здесь говорят сами за себя: за 20 лет, с 1893 по 1914 гг., бюджет Министерства Народного Просвещения вырос почти в 7 раз – с 22,4 млн. до 153,5 млн. рублей.

При этом в стране были и другие источники финансирования – известно, что собственные бюджеты технических и военных школ получали кредиты по линии других ведомств, а целый ряд школ содержался на средства местных органов самоуправления, кредиты которых на народное образование составляли в 1913 г. внушительную сумму – около 360 млн. р. Таким образом, консолидированный бюджет государства к 1914 году доходил до 660 миллионов золотых рублей.

Особенно показательным является то, какую долю составляли расходы на образование в общей казне России. Как отмечает сотрудник института истории РАН Д.Л. Сапрыкин в своей книге «Образовательный потенциал Российской Империи»,

«Долю образовательных расходов в консолидированном бюджете Российской Империи в последние десять лет царствования Николая II можно оценить в 15-17%, и она превосходит соответствующие доли расходов как в советских бюджетах, так и в бюджете Российской Федерации».

Итоги реформ

В реформировании школы центральное место занимал вопрос по введению в стране всеобщего начального образования. Проект реформы в 1907 году был внесен в Государственную Думу, а уже на следующий год начинаются первые шаги по его реализации – образование становится бесплатным, устанавливается единый срок обучения – 4 года.

В стране ежегодно открывается более 2000 школ – за 18 лет, с 1896 по 1914 гг. их количество увеличивается с 78 до 119 тысяч . Количество учащихся за этот же период увеличилось в 2,5 раза – с 3,8 до 9,7 млн. Пропорционально увеличивается и количество учителей. Благодаря ускоренному развитию инфраструктуры и отлаженной подготовке кадров уровень грамотности населения повышался в среднем на 1,8% в год, опережая аналогичные показатели Европейских стран.

На высокий общемировой уровень выходит в Российской Империи среднее и высшее образование. Если в 1894 г. в учебных заведениях гимназического уровня обучалось 224 тыс. человек, то в 1913 г. уже 677 тыс. – в три раза больше. По количеству учащихся на 1000 жителей Россия с населением 159 млн. человек опережала Францию с населением в 4 раза меньше. При этом стабильно повышался процент обучающихся из нижних сословий – крестьян и мещан.

В марте 1915 года под руководством Императора Николая II был разработан проект школы, направленный на воспитание нового поколения людей. Его главной целью было, по воспоминаниям министра образования графа Игнатьева,

«превращение школ в центры жизни местного общества. Вокруг школы должны были возникнуть школьный сад, игровой центр, школьный клуб, народный дом, где дети и родители могли проводить значительное время вместе и где бы осуществлялся процесс образования как детей, так и взрослых».

К сожалению, этому проекту так и не суждено было сбыться. После революции и гражданской войны понадобились долгие годы только на восстановление той разрушенной основы, которая была заложена Императором Николаем II.

30 Августа 2022

Другие новости