Пасхальные традиции Царской семьи
Праздник Светлого Христова Воскресения объединяет всех. Как говорится в знаменитом «Огласительном слове» святителя Иоанна Златоуста, которое читается на праздничном богослужении, Пасхальной радостью никто не должен быть обделен:
Итак, все войдите в радость Господа нашего;
и первые и вторые получите награду;
Богатые и бедные, ликуйте друг с другом;
Воздержные и нерадивые, почтите этот день;
Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне.
Трапеза обильна, — насыщайтесь все.
В этот день, как никогда, Государь был близок к своему народу, и в особенности это проявилось в Царствовании Императора Николая II. По обычаю, который известен еще со времен первых Романовых, Государь Великим постом не раз отправлялся на богомолье, усердно говел и, смешавшись с толпой верующих, шел в Великий Пяток со свечой в руках вокруг храма за Плащаницей.
«Потухшую свечу свою Царь зажег у шедшего возле него крестьянина, оказавшегося кучером некоей Фишер, содержательницы гимназии. Говорят, нет предела восторгам кучера». — Отмечал в своем дневнике на Страстной седмице 1900 года митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий).
«Как упоительно причастие в Кремле среди святынь… на душе так спокойно, все здесь настраивает на молитву и духовное успокоение», — писал сам Государь в письме своей матери, вдовствующей Императрице Марии Федоровне.
Но кульминацией единения Царя с народом была Пасха. Традиция «христосования» — троекратного поцелуя на Пасху существовала на Руси издавна. Это был наглядный пример стирания сословных границ, когда барин поздравлял своих крестьян, офицеры – своих солдат.
Цари традиционно тоже христосовались с ближайшей свитой. Но Император Николай I решил расширить эти границы, и в 1840-х годах на Пасху он троекратным поцелуем поздравил с Великим праздником сотни людей, включая прислугу и чинов охраны. При Императоре Александре III список «нижних чинов», с которыми христосовался Царь, был еще увеличен: в него вошли волостные старшины и представители от старообрядцев.
Государь Николай II был тоже верен этой традиции. В Пасхальном христосовании участвовала и Императрица: у нее солдаты и другие гости целовали руку. Эта процедура проходила несколько часов и была весьма утомительной. Еще бы, ведь им нужно было поцеловать три раза в общей сложности около 1500 человек! Как писал, вспоминая Пасху 1908 года князь Гавриил Константинович,
«Я все время был подле Государя и, сознаюсь, порядком устал, хотя и не христосовался. Как мог он выдержать христосование с таким количеством людей! Это было на второй день Пасхи, накануне он также христосовался со множеством народа и, кажется, также и на третий. После христосования Государь должен был идти мыть лицо и бороду, — вода становилась черной, а рука Государыни темнела и опухала».
Но на этом празднование Пасхи не заканчивалось, и взаимные поздравления Государя со своими подданными могли продолжаться всю Светлую седмицу. Императрица Александра Федоровна в эти дни отмечала своим посещением учебные заведения, Государь – армейские подразделения.
Ко дню Пасхи на Императорском фарфоровом заводе изготавливались тысячи сувенирных пасхальных яиц. Основная часть из них раздавались Государем и Императрицей при христосовании. Самое большое количество фарфоровых пасхальных яиц – более 15000 – было изготовлено в 1916 году, их Государыня и Великие княжны разносили по больницам и лазаретам для раненых солдат во время Первой мировой войны.
В 1916 году не только приятным, но и очень полезным сувениром для военнослужащих к Светлому Празднику стала небольшая книжица "Пасхальный привет от Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны".
В этой книжке-памятке было все самое необходимое, что должен был знать и помнить солдат: важные молитвы, православный календарь, а также образцы для прошений по случаю награждения каким-либо орденом за смелость и отвагу на поле боя с указанием полагающейся денежной выплаты.
Даже после ареста, когда Царская семья была лишена возможности покупать своим приближенным подарки, на Пасху 1917 года Императрица Александра Федоровна раздала фарфоровые яйца из прежних запасов и одарила ими караульных, а Государь похристосовался с ними.
Можно долго рассуждать и спорить о предательстве Государя народом, но об одном можно сказать наверняка: Государь оказался верным своему народу до конца, по-христиански прощая ему заблуждения революции, приветствуя своих бывших подчиненных, оказавшихся его конвоирами: «Христос Воскресе!»
