Top.Mail.Ru
О монастыре | Ганина Яма

Портсмутский мир: стратегическая победа на фоне военных неудач

«…мало кто знает, какая доля в сравнительно выгодных для России условиях Портсмутского договора принадлежит лично Государю»

В.Н. Коковцов, министр финансов Российской Империи 1904-1914 гг.

 

6 сентября – годовщина подписания мира по итогам неудачной для Российской Империи войны с Японией. Казалось бы, эту дату стоит навсегда стереть из исторической памяти, ведь Россия признала поражение от значительно более слабого противника. Но сейчас историки избегают однозначных оценок итогов этих событий.

Опубликованные ныне документы создают сейчас достаточно ясную картину как начала войны, так и ее завершения. Факты говорят об одном: Император Николай II сделал все возможное как для того, чтобы войны с Японией не было, так и для успешного завершения военной кампании, сложившейся для России неудачно.

С самого начала эскалации конфликта с Россией на Дальнем Востоке Япония действовала агрессивно. Пришедшие к власти в 1901 году милитаристы во главе с генералом Таро Кацурой осознанно шли на обострение отношений: за их плечами была поддержка Великобритании, с которой они путем хитрых дипломатических уловок заключили военный союз. 


Накануне войны Император Николай II прекрасно осознавал опасность ситуации. Еще в мае 1903 года он уполномочил вести переговоры с Японией на самом высоком уровне, подчеркивая невозможность разрыва дипломатических отношений. 5 октября Россия предоставила Токио свой проект договора о разделе сфер влияния, где предлагала ряд значимых уступок. Но даже когда и эти усилия не дали результата, Государь одергивал рвавшихся в бой генералов: переговоры с Японией должны продолжаться «в дружественной форме».

История русско-японской войны еще ждет объективной оценки, но уже сейчас можно с уверенностью сказать: несмотря на ряд военных неудач, Россия накануне Портсмутского мира готова была продолжать войну. Именно Япония в мае 1905 года при содействии США запросила мира, и Император Николай II с готовностью пошел на этот шаг.

27 июля в г. Портсмут (США) начались официальные переговоры о мире. На правах посредника президент США Рузвельт пытался оказывать давление на русского Царя, отправив для этого в Санкт-Петербург своего представителя. Но миссия американского посланника потерпела крах. Ответ Государя был тверд: «Россия – не побежденная нация…Если понадобится, я сам отправлюсь на фронт», сказал он.

На требования Японией контрибуции Император ответил решительным отказом. Послу, роль которого исполнял Председатель Совета министров Российской империи Сергей Витте, были даны четкие директивы: Россия не заплатит Японии ни копейки, кроме компенсации затрат на содержание русских раненых. В качестве «огромной уступки» Царь посчитал возможным отдать Японии южную половину Сахалина, и то лишь потому, что остров тогда еще нельзя было назвать русской землей.

Среди последних открывшихся фактов стоит назвать и финансирование Японией через посредство финансовых кругов США революционного движения в России. По сути во время русско-японской войны в Росси был открыт второй фронт: кроме внешнего врага приходилось бороться с деструктивными действиями революционеров. Но ни огромные средства (1 млн. иен.), ни провокации во внешней политике не поколебали уверенности Государя в благополучном исходе событий.

Уже в наши дни стало известно, что министру иностранных дел Японии была поставлена задача заключить мир с Россией любой ценой и в случае необходимости уступить не только Сахалин, но и Курильские острова. При этом поддерживавшие Японию Великобритания и США пытались склонить именно Россию к большим уступкам. Русский Царь достойно выдержал это давление и хитрый расчет союзников Японии потерпел неудачу.

Подписанный 6 сентября 1905 года мирный договор оказался неожиданно удачным для России и столь же неудачным для Японии, где он был воспринят как национальное унижение. В столице Токио начались массовые беспорядки, на улицах воздвигались баррикады, толпы возмущенных людей громили и жгли полицейские участки. Страна была погружена в траур.

История сохранила слова Государя, сказанные им после заключения мира. «В пятницу, на докладе, - вспоминал министр финансов В.Н. Коковцов, - Государь был в самом радостном настроении и сказал мне, что он счастлив тому, как окончилось все дело, и что «Витте очевидно понял», — подлинные его слова, — «что контрибуции я ни в каком случае не оплачу, хотя бы Мне пришлось воевать еще два года».

7 сентября 2022

Другие новости